Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 10:17

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Обследование речи детей от рождения до 3 лет [2]
Диагностический материал
Обследование речи детей дошкольного возраста [10]
Диагностический материал
Обследование речи детей младшего школьного возраста [4]
Диагностический материал
Обследование речи детей среднего и старшего школьного возраста [1]
Диагностический материал
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Диагностика » Обследование речи детей дошкольного возраста

Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие
[ Скачать с сервера (1.93 Mb) ] 27.10.2013, 11:12

В связи с тем что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. В чем заключается специфика обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста? Каковы требования к дидактическому материалу?

Прежде всего патологические нарушения произношения следует отличать от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка в онтогенезе.

Во-первых, необходимо четко разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Традиционно коррекция произносительной стороны речи начинается в дошкольном возрасте, когда любое отклонение в развитии уже может иметь точную нозологическую классификацию. Именно на такие нарушения (дислалия, дизартрия и т.п.) ориентирован материал «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, в котором рассматриваются нарушения произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Однако в данной работе не рассматривается целый раздел, посвященный гласным звукам [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также звукам, произношение которых закрепляется у ребенка в раннем онтогенезе, [п], [б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м].

Во-вторых, иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (пять-шесть) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме для логопеда» О.Б. Иншаковой (раздел «Обследование произносительной стороны речи»). Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднить его сосредоточение на задании и вызвать снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более двух крупных изображений одновременно.

В-третьих, при обследовании и развитии произносительной стороны речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий. Еще Б.М. Гриншпун писал, что недопустимо излишнее акцентирование в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на собственно артикуляционном аспекте — это может привести к невротизации ребенка, спровоцировать у него появление речевого и поведенческого негативизма, который в свою очередь значительно тормозит процесс логопедической коррекции. Этот момент особенно важен сегодня, когда в детской логопедии бурно развивается новое направление, связанное с пропедевтическим воздействием на речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

В отечественной логопедии произошли значительные изменения. В последние десять лет эта наука проделала огромный путь, связанный с ее интегрированием в единое международное образовательное и информационное пространство. Специфика педагогической работы по постановке русского произношения, отраженная до настоящего времени только в методике преподавания русского языка как иностранного, требует детализированного описания и в случаях коррекции дефектного произношения.

Теперь студенты и преподаватели педагогических вузов получили возможность стажироваться за границей, принимать участие в международных семинарах и симпозиумах. Современному специалисту-дефектологу необходимо не только в совершенстве владеть приемами постановки звуков при коррекции произношения, но и уметь представлять результаты своей работы в соответствии с принятыми во всем мире правилами и стандартами.

Таким образом, современный дидактический материал для обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьезных методических требований. Перечислим эти требования более подробно.

1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза. При этом следует учитывать как физиологические особенности артикулирования звуков в речи нормально развивающегося ребенка, так и характерные трудности их становления при выраженных аномалиях развития (например, при врожденных анатомических нарушениях губы и нёба, детском церебральном параличе).

2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово.

3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым. Этот методический прием часто используется для развития речи детей раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается маленькими детьми.

Использование в ходе логопедической работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изображения способствует формированию у него зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком.

Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок»[1] дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом условия для непроизвольного произнесения ряда звуков.

4. Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных, если оно проводилось в педагогическом эксперименте, целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.

5. Предлагаемые дидактические материалы должны предусматривать возможность их вариативного использования как с точки зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их дальнейшей автоматизации с применением данного пособия. С этой целью в пособие включены задания на обследование звуков позднего онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и чистоговорки.

Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется путем называния звука:

— в изолированном произнесении;

— в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).

В случае затруднений используется отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием.

Детям раннего возраста в ситуации первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение звука. По нашим наблюдениям, эти дети соглашаются повторять изолированные звуки по образцу взрослого только после установления с этим человеком достаточно близкого контакта, что требует определенного времени. Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого нами были разработаны интересные и понятные детям сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия. В частности, при обследовании произношения гласных звуков мы предлагаем детям закончить предложение, назвав по предъявляемой сюжетной картинке слова, составляющие базовую основу начального детского лексикона («нога», «машина», «кот», «нос», «игрушки» и т.д.). С учетом того что обследование произносительной стороны речи ребенка раннего возраста проводится преимущественно на третьем году жизни, в период, когда у нормально развивающихся детей происходит бурное накопление словарного запаса, мы ориентировались и на более сложные по семантике слова («аист», «облако», «коньки», «индюк» и т.д.). Все слова предъявляются детям в стандартном для русской разговорной речи словарном обороте («По дороге едет машина», «Мама гладит утюгом», «Илюша убирает игрушки»). При этом мы учитывали подвижность русского глагола в предложении и возможность использования выражений с пропущенным глаголом, что является типичным для русской разговорной речи («У Инги иголка», «В аквариуме рыбки»). Мы также стремились варьировать в заданиях роль существительного в предложениях (подлежащее, косвенное дополнение, прямое дополнение).

Предложенные картинки могут также стать основой для проведения словарной работы, о чем мы более подробно расскажем в соответствующем разделе.

При отборе слов для проведения логопедической диагностики с использованием материала картинок мы учитывали:

— доступность слова пониманию детей;

— позицию стечения согласных в слове (позиция начала, середины и конца слова);

— качество составляющих стечения согласных звуков (использовались звуки разного способа и места образования).

При подборе фонетического материала мы учитывали:

— позицию максимального выявления звуков, т.е. сильную позицию каждого звука (например, для гласных звуков сильной является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков — начало слова, для согласных фрикативных — позиция конца слова, для звонких согласных — позиция между гласными звуками);

— позиционные модификации звуков в зависимости от комбинаторных условий конкретных словоформ (например, изменения артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от последующего гласного);

— орфоэпические нормы русского языка (например, редуцированное произнесение безударных гласных звуков, оглушение согласных звуков в позиции конца слова).

Для обозначения как нормированного, так и дефектного произношения звуков нами использовался Международный фонетический алфавит (МФА), принятый Международной фонетической ассоциацией в 1993 г. В его основу положены англоязычные символы. В связи с тем что данный материал не получил широкой известности в нашей стране, мы предлагаем его подробное описание логопедам и другим специалистам, работающим с русскоязычными детьми. Ознакомившись с данными материалами, вы сможете в удобной и понятной для любого специалиста в области речевой патологии форме подготовить ваши материалы для представления на научной конференции, международном симпозиуме, публикации в виде статьи или тезисов. Это также сэкономит ваше время на обработку материалов по обследованию произношения, упростит заполнение протоколов и диагностических карт.

Особое значение эти материалы приобретают в контексте современных требований к разработке детализированного логопедического обследования для национальных языков народов, проживающих в Российской Федерации.

В нашем пособии картинный материал сгруппирован в такой последовательности:

1) гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы];

2) согласные звуки

— губно-губные взрывные [п], [п'], [б], [б'];

— переднеязычные взрывные [т], [т'], [д], [д'];

— заднеязычные взрывные [к], [к'], [г], [г'];

— губно-зубные фрикативные [ф], [ф']г [в], [в'];

— переднеязычные фрикативные [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [щ];

— заднеязычные фрикативные [х], [х'];

— аффрикаты [ц], [ч];

— сонорные носовые [м], [м'], [н], [н'];

— сонорные ротовые [л], [л'], [р], [р'], [j].



[1] В пособии специально представлены картинки для раскрашивания, выполненные в черно-белом цвете.

Категория: Обследование речи детей дошкольного возраста | Добавил: lumuza
Просмотров: 4998 | Загрузок: 446 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 Галина  
0
Замечательные речевые карты. Выделены все основные значимые для постановки диагноза моменты обследования.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz