В связи с тем что в настоящее время
значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются
за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании
специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. В чем
заключается специфика обследования произносительной стороны речи у ребенка
раннего возраста? Каковы требования к дидактическому материалу?
Прежде всего патологические нарушения
произношения следует отличать от физиологических трудностей, связанных с
возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка в
онтогенезе.
Во-первых, необходимо четко
разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах
онтогенеза. Традиционно коррекция произносительной стороны речи начинается в
дошкольном возрасте, когда любое отклонение в развитии уже может иметь точную
нозологическую классификацию. Именно на такие нарушения (дислалия, дизартрия и
т.п.) ориентирован материал «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей
дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко,
в котором рассматриваются нарушения произношения звуков [с], [з], [ц], [ш],
[ж], [ч], [щ], [л], [р]. Однако в данной работе не рассматривается целый
раздел, посвященный гласным звукам [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также
звукам, произношение которых закрепляется у ребенка в раннем онтогенезе, [п],
[б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м].
Во-вторых, иллюстративный материал,
предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (пять-шесть)
изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном
«Альбоме для логопеда» О.Б. Иншаковой (раздел «Обследование произносительной
стороны речи»). Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша,
затруднить его сосредоточение на задании и вызвать снижение концентрации
внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более двух крупных
изображений одновременно.
В-третьих, при обследовании и развитии
произносительной стороны речи ребенка раннего возраста огромное значение
приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий. Еще
Б.М. Гриншпун писал, что недопустимо излишнее акцентирование в работе с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, на собственно артикуляционном аспекте — это
может привести к невротизации ребенка, спровоцировать у него появление речевого
и поведенческого негативизма, который в свою очередь значительно тормозит
процесс логопедической коррекции. Этот момент особенно важен сегодня, когда в
детской логопедии бурно развивается новое направление, связанное с
пропедевтическим воздействием на речевое развитие ребенка в раннем возрасте.
В отечественной логопедии произошли
значительные изменения. В последние десять лет эта наука проделала огромный
путь, связанный с ее интегрированием в единое международное образовательное и
информационное пространство. Специфика педагогической работы по постановке
русского произношения, отраженная до настоящего времени только в методике преподавания
русского языка как иностранного, требует детализированного описания и в случаях
коррекции дефектного произношения.
Теперь студенты и преподаватели
педагогических вузов получили возможность стажироваться за границей, принимать
участие в международных семинарах и симпозиумах. Современному
специалисту-дефектологу необходимо не только в совершенстве владеть приемами
постановки звуков при коррекции произношения, но и уметь представлять
результаты своей работы в соответствии с принятыми во всем мире правилами и
стандартами.
Таким образом, современный
дидактический материал для обследования произносительной стороны речи у ребенка
раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьезных
методических требований. Перечислим эти требования более подробно.
1. Обследование произношения необходимо
проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной
стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение
гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего
онтогенеза. При этом следует учитывать как физиологические особенности артикулирования
звуков в речи нормально развивающегося ребенка, так и характерные трудности их
становления при выраженных аномалиях развития (например, при врожденных
анатомических нарушениях губы и нёба, детском церебральном параличе).
2. Ключевую роль для достижения успеха
при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность
предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие
избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям,
они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово.
3. Существенное место занимает поиск
эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за
взрослым. Этот методический прием часто используется для развития речи детей
раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается
маленькими детьми.
Использование в ходе логопедической
работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания
изображения способствует формированию у него зрительно-предметного восприятия,
внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для
организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком.
Сравнение выполненных разными детьми
«раскрасок»
дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом
условия для непроизвольного произнесения ряда звуков.
4. Для записи полученных в ходе
логопедического обследования данных, если оно проводилось в педагогическом
эксперименте, целесообразно использовать не только традиционную русскую
фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной
фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в
стандартизированной для научного сообщества форме.
5. Предлагаемые дидактические материалы
должны предусматривать возможность их вариативного использования как с точки
зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их дальнейшей автоматизации
с применением данного пособия. С этой целью в пособие включены задания на
обследование звуков позднего онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и
чистоговорки.
Традиционно обследование
звукопроизношения осуществляется путем называния звука:
— в изолированном произнесении;
— в составе слова при назывании
предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова,
в середине, в конце слова и в стечениях согласных).
В случае затруднений используется
отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием.
Детям раннего возраста в ситуации
первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение
звука. По нашим наблюдениям, эти дети соглашаются повторять изолированные звуки
по образцу взрослого только после установления с этим человеком достаточно
близкого контакта, что требует определенного времени. Поэтому основной акцент в
диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на
назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или
предложения. Для этого нами были разработаны интересные и понятные детям
сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям
детского восприятия. В частности, при обследовании произношения гласных звуков
мы предлагаем детям закончить предложение, назвав по предъявляемой сюжетной
картинке слова, составляющие базовую основу начального детского лексикона
(«нога», «машина», «кот», «нос», «игрушки» и т.д.). С учетом того что
обследование произносительной стороны речи ребенка раннего возраста проводится
преимущественно на третьем году жизни, в период, когда у нормально
развивающихся детей происходит бурное накопление словарного запаса, мы
ориентировались и на более сложные по семантике слова («аист», «облако»,
«коньки», «индюк» и т.д.). Все слова предъявляются детям в стандартном для
русской разговорной речи словарном обороте («По дороге едет машина», «Мама
гладит утюгом», «Илюша убирает игрушки»). При этом мы учитывали подвижность
русского глагола в предложении и возможность использования выражений с
пропущенным глаголом, что является типичным для русской разговорной речи («У
Инги иголка», «В аквариуме рыбки»). Мы также стремились варьировать в заданиях
роль существительного в предложениях (подлежащее, косвенное дополнение, прямое
дополнение).
Предложенные картинки могут также стать
основой для проведения словарной работы, о чем мы более подробно расскажем в
соответствующем разделе.
При отборе слов для проведения
логопедической диагностики с использованием материала картинок мы учитывали:
— доступность слова пониманию детей;
— позицию стечения согласных в слове
(позиция начала, середины и конца слова);
— качество составляющих стечения
согласных звуков (использовались звуки разного способа и места образования).
При подборе фонетического материала мы
учитывали:
— позицию максимального выявления
звуков, т.е. сильную позицию каждого звука (например, для гласных звуков сильной
является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков — начало слова,
для согласных фрикативных — позиция конца слова, для звонких согласных —
позиция между гласными звуками);
— позиционные модификации звуков в
зависимости от комбинаторных условий конкретных словоформ (например, изменения
артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от последующего
гласного);
— орфоэпические нормы русского языка
(например, редуцированное произнесение безударных гласных звуков, оглушение
согласных звуков в позиции конца слова).
Для обозначения как нормированного, так
и дефектного произношения звуков нами использовался Международный фонетический
алфавит (МФА), принятый Международной фонетической ассоциацией в 1993 г. В его
основу положены англоязычные символы. В связи с тем что данный материал не получил
широкой известности в нашей стране, мы предлагаем его подробное описание
логопедам и другим специалистам, работающим с русскоязычными детьми.
Ознакомившись с данными материалами, вы сможете в удобной и понятной для любого
специалиста в области речевой патологии форме подготовить ваши материалы для
представления на научной конференции, международном симпозиуме, публикации в
виде статьи или тезисов. Это также сэкономит ваше время на обработку материалов
по обследованию произношения, упростит заполнение протоколов и диагностических
карт.
Особое значение эти материалы
приобретают в контексте современных требований к разработке детализированного
логопедического обследования для национальных языков народов, проживающих в
Российской Федерации.
В нашем пособии картинный материал
сгруппирован в такой последовательности:
1) гласные звуки [а], [о], [и], [у],
[э], [ы];
2) согласные звуки
— губно-губные взрывные [п], [п'], [б],
[б'];
— переднеязычные взрывные [т], [т'], [д],
[д'];
— заднеязычные взрывные [к], [к'], [г],
[г'];
— губно-зубные фрикативные [ф], [ф']г
[в], [в'];
— переднеязычные фрикативные [с], [с'],
[з], [з'], [ш], [ж], [щ];
— заднеязычные фрикативные [х], [х'];
— аффрикаты [ц], [ч];
— сонорные носовые [м], [м'], [н],
[н'];
— сонорные ротовые [л], [л'], [р],
[р'], [j].
|