Схема логопедического обследования
ребёнка 1-го года жизни
1. Ф.И. ребёнка_________________Дата обследования
_____
2. Возраст ребёнка
___________________________
3. Данные доречевого и предречевого анамнеза_________________________
_______________________________
4. Состояние слуха (по данным специалиста)_______________
5. Состояние зрения (по данным специалиста)__________________________
________
6. Данные наблюдения и обследования.
6.1.
Череп—стигмы
дизэмбриогенеза черепа___________
6.2.
Лицо____________________________________
Наличие стигм дизэмбриогенеза_________________________
______________________________________
Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры________________________
Наличие пареза, паралича_____________________
Мимика:
-живая, выразительная;
-вялая, маловыразительная;
-лицо амимичное.
Тонус мимических мышц (определяется при совместном
осмотре ребёнка невропатологом и логопедом):
-физиологический;
-снижен (гипотонус);
повышен (гипертонус);
-дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Нос:
-строение не нарушено;
-деформация носа;
-западение спинки носа;
-атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние;
двусторонние;
-атрезии хоан: полные; неполные; односторонние;
двусторонние.
Другие аномалии строения___________________________
6.3.
Безусловные
рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражением
ЦНС, синдром ДЦП) ________________________________
6.4.
Артикуляционный
аппарат.
Верхняя челюсть—строение:
-без особенностей;
-наличие расщелины;
-справа;
-слева;
-полная;
-неполная;
-двусторонняя; полная; неполная;
-другие аномалии строения_________________________
Нижняя
челюсть—строение: аномалии__________________
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при
мимических проявлениях, звуковых реакциях во время бодрствования):
-в полном объёме;
-ограничено опускание челюсти;
-ограничены боковые движения;
-ограничены движения при открывании рта;
-ограничены движения при закрывании рта;
-нарушено откусывание;
-нарушено жевание;
-другие нарушения движений________
Тонус мышц нижней челюсти:
-физиологический;
-снижен;
-повышен;
-дистония.
Соотношение между верхней и нижней челюстями:
-не нарушено;
-тенденция к формированию прогении;
-тенденция к формированию прогнатии.
Губы:
Строение:
-без особенностей;
-толстые;
-тонкие;
-наличие расщелины: односторонняя; справа; слева;
полная; неполная; односторонняя; двусторонняя; полная; неполная;
-наличие пареза мышц губ;
-деформация верхней губы;
-деформация нижней губы;
-укорочение верхней губной уздечки;
-другие аномалии строения_______________
положение губ в покое:
-губы сомкнуты;
-спастическое напряжение губ;
-плотное смыкание рта;
-губы плотно не смыкаются;
-рот полуоткрыт;
-губы вялые;
-перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
-опускание угла рта вниз: справа; слева;
непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды,
при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
-движения в полном объёме;
-губы не округляются при присасывании;
-пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух
сторон;
-ребёнок быстро устаёт во время еды;
-не снимает пищу губами;
-при крике (или других звуковых реакциях)
перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
-при крике (или других звуковых реакциях) опускается
угол рта: справа; слева;
-другие нарушения движений________________
мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
-физиологический;
-снижен;
-повышен;
-дистония;
насильственные
движения в мышцах губ:
-тремор;
-гиперкинезы.
Язык:
Строение:
-без
особенностей;
-толстый;
-тонкий;
-большой,
массивный;
-узкий,
«игольчатый»;
-складчатый;
-кончик
языка не выражен;
-кончик
языка раздвоен;
-другие
аномалии строения языка____________________
наличие
пареза, паралича, атрофии мышц языка___________________________
___
положение
языка в покое:
-язык
по средней линии;
-язык
тонкий, распластан в полости рта;
-напряжённый,
отодвинут назад (кзади);
-спинка
языка приподнята;
-спинка
языка спастически изогнута, приподнята вверх;
-кончик
языка приподнят кверху;
-кончик
языка не выражен;
-язык
отклоняется в правую сторону;
-язык
отклоняется в левую сторону;
-синюшный
цвет языка;
непроизвольные
движения языка:
-движения
в полном объёме;
-ограничены
движения в правую сторону;
-ограничены
движения в левую сторону;
-ограничены
движения кверху;
-ограничены
движения книзу;
-ограничены
движения кзади;
-ограничены
движения кончика языка вперёд;
-складывается
«лодочкой»;
-упирается
кончиком в твёрдое нёбо;
-другие
нарушения движений_________________
-синеет
при непроизвольных движениях: больше справа; больше слева; кончик языка; весь
язык;
насильственные
движения языка:
-тремор;
-гиперкинезы;
-фибриллярные
подёргивания.
Подъязычная
уздечка:
-без
особенностей;
-укорочена;
-укороченная
уздечка с массивным тяжем;
-наличие
двух и более укороченных тяжей;
-другие
аномалии строения______________
мышечный
тонус языка:
-физиологический;
-снижен;
-повышен;
-дистония.
Твёрдое
нёбо (строение):
-без
особенностей;
-высокое;
-узкое;
-уплощённое;
-широкое;
-плоское;
-наличие
расщелины________
-другие
аномалии строения___________
Мягкое
нёбо (строение):
-без
особенностей;
-наличие
расщелины;
-другие
аномалии строения_______________
наличие
пареза:
-отклонение
увуля от средней линии вправо (при крике);
-отклонение
увуля от средней линии влево (при крике);
-провисание
всей нёбной занавески;
непроизвольные
движения мягкого нёба:
-движения
в полном объёме;
-затруднено
глотание;
-попёрхивание
при глотании;
-попадание
пищи в нос;
наличие
саливации:
-появление
саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
-слюна
подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
-интенсивность
саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определённых
условиях.
6.5.
Наличие оральных синкинезий___________________
6.6.
Дыхательный аппарат.
Тип
дыхания:
-брюшное
дыхание (до 6 мес.);
-смешанное
дыхание (после 6 мес.);
-инфантильное
дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная
глубина);
-стридорозное
дыхание.
Ритм
дыхания:
-без
особенностей;
-дискоординация
вдоха и выдоха;
-нарушение
ритма дыхания, сосания, глотания;
-нарушение
ритма дыхания, жевания, глотания;
-нарушение
ритма дыхания, фонации, артикуляции;
-поверхностный
вдох;
-укороченный,
слабый выдох;
-наличие
утечки воздуха через носовые ходы.
6.7.
Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:
Крик:
-громкий;
-звонкий;
-достаточно
сильный;
-интонационно-выразительный
(с 2-3 месячного возраста);
-наличие
интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного
возраста);
-тихий;
-маловыразительный;
-слабый,
но с коротким вдохом и удлинённым выдохом;
-захлёбывающийся;
-истощающийся;
визгливый;
-прерывающийся;
-сдавленный;
-пронзительный;
-болезненный;
-с
носовым оттенком;
-отдельные
всхлипывания на вдохе;
-отдельные
вскрикивания на вдохе;
-крик
афоничный;
-вместо
крика гримаса на лице;
-другие
особенности крика________________
-крик
отсутствует;
раздражители,
вызывающие крик: физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция
на дискомфорт и т.д.); часто беспричинно; кричит постоянно, не успокаивается в
позе «под грудью», при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки.
Плач
(со слезотечением с 2-месячного возраста):
-громкий;
-звонкий;
-достаточной
силы;
-тихий;
-слабый;
-захлёбывающийся;
-истощающийся;
-с
носовым оттенком;
-плач
афоничный;
-другие
особенности плача___________________
Кряхтенье:
-активное;
-слабое;
-нет
звуков кряхтенья.
Причмокивание:
-активное;
-слабое;
-нет
звуков причмокивания.
Наличие
голосовых модуляций (с 4-5 месячного возраста).
Повизгивание:
-активное;
-слабое;
-нет
звуков повизгивания.
Хныканье:
-активное;
-слабое;
-нет
звуков хныканья.
Радостные
возгласы:
-активные;
-слабые;
-нет
звуков.
Смех
(с 4 мес.):
-радостные
возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
-нет
радостных возгласов и смеха.
6.8.
Предпосылки формирования активной речи.
Звуки
гуканья, гыканья (с 1 мес.):
-издаёт
отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
-активное,
частое гуканье;
-редкие
звуки гуканья;
-звуки
гуканья:__________________
раздражители,
вызывающие гуканье: непроизвольно; на присутствие взрослого в поле зрения
ребёнка; на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую
игрушку в поле зрения ребёнка; на тактильное прикосновение взрослого; при
сочетании ряда раздражителей:
__________________________
-только
при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
-звуков
гуканья нет.
Звуки
гуления (с 2 мес.):
-повторно
произносит отдельные звуки;
-гулит
(4 мес.);
-активное,
частое гуление;
-редкие
звуки гуления;
-звуки
гуления:_______________________________
раздражители,
вызывающие гуление: непроизвольно; в комплексе оживления (с 3 мес.); на
присутствие взрослого в поле зрения ребёнка; на присутствие другого ребёнка (в
условиях дома ребёнка); на эмоционально-речевое общение со взрослым; ; на звук
игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребёнка; на тактильное прикосновение
взрослого; при сочетании ряда раздражителей:
______________________
-только
при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
-звуков
гуления нет.
Певучее
гуление (с 5 мес.):
-активное
певучее гуление;
-редкие
звуки певучего гуления;
-звуки
певучего гуления:_________________________
раздражители,
вызывающие гуление: непроизвольно; на присутствие взрослого в поле зрения
ребёнка; на присутствие другого ребёнка (в условиях дома ребёнка); на
эмоционально-речевое общение со взрослым; ; на звук игрушки; на яркую игрушку в
поле зрения ребёнка; на тактильное прикосновение взрослого; при сочетании ряда
раздражителей:_________________________________
-только
при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
-звуков
певучего гуления нет.
Лепет
(с 6 мес.):
-произносит
отдельные звуки лепета—начало лепета ( 6 мес.);
-интонированный;
-однообразные
звуки лепета;
-неинтонированный;
отдельные слоги лепета:_______________
-нет
отдельных слогов лепета;
-подолгу
лепечет, произносит одни и те же слоги;
-лепет
интонированный;
-лепет
неинтонированный; слоги лепета:______________________________
-нет
слогов лепета;
-громко,
чётко и повторно произносит различные слоги;
-слоги
лепета разнообразные;
-слоги
лепета однообразные;
-лепет
интонированный;
-лепет
неинтонированный; слоги лепета:_________________________________
-нет
слогов лепета;
-подражает
взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.);
слоги
лепета разнообразные;
-слоги
лепета однообразные;
-произносит
слоговые цепочки;
-произносит
отдельные слоги лепета;
-редкие
слоги лепета;
-недифференцированные
звуки;
-лепет
интонированный;
-лепет
неинтонированный, отдельные слоги, звуки:________________________ ________________
раздражители,
вызывающие лепет: непроизвольно; в ходе предметно-делового общения со взрослым;
на присутствие взрослого в поле зрения ребёнка; на присутствие другого ребёнка
(в условиях дома ребёнка); на эмоционально-речевое общение со взрослым; ; на
звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребёнка; на тактильное
прикосновение взрослого; при сочетании ряда раздражителей:_____________________________
-только
при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
-не
подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
-звуков
лепета нет;
-подражая
взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.);
-не
подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые
лепетные слова (с 11 мес.):
-наряду
с лепетом пользуется лепетными словами;
-редко
пользуется лепетными словами;
-произносимые
лепетные слова:______________________
-нет
первых лепетных слов.
Легко
подражает новым слогам, произносит 5-10 облегчённых слов (с 12 мес.):
-не
подражает новым слогам, не произносит облегчённые слова.
Звуковая
активность ребёнка повышается:
-в
ходе тактильно-эмоционального общения ребёнка и взрослого;
-в
ходе эмоционально-речевого общения ребёнка и взрослого;
-в
ходе предметно-действенного общения ребёнка и взрослого;
-при
сочетании различных форм общения.
6.9.
Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)________________
___________
6.10.
Слуховые ориентировочные реакции (10 дн.-12 мес.)___________________
______________________
6.11.
Зрительно-ориентировочные реакции (10 дн.-12 мес.)__________________
___________________
6.12.
Эмоции и социальное поведение (1-12 мес.)__________________________
_______________
6.13.
Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)____________________
____________________
Врождённые
аномалии строения пальцев рук и рук_________________________
_________
Мышечный
тонус рук:
-гипотонус;
-гипертонус;
-дистония.
Положение
кисти рук:
-ротация
кнаружи;
-ротация
вовнутрь.
Положение
пальцев рук:
-сжаты
в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
-сжаты
в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
-пальцы
разведены.
Зрительно-моторная
координация рук:
-приближение
рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
-приближение
руки к глазу или носу (с 2 мес.);
-фиксация
своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
-наличие
реакции ощупывания своих рук ( с 3,5 мес.);
-перекладывание
игрушки из руки в руку ( с 5 мес.);
Формирование
дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
-ладонный
захват;
-захват
нижней третью пальцев рук;
-захват
верхней третью пальцев рук;
-захват
двумя пальцами—большим и указательным (с 8 мес.);
-захват
тремя пальцами (с 10 мес.);
-указательный
жест (с 9 мес.).
6.14.
Движения общие_______________________
7.
Заключение:____________________________
8.
Задачи (рекомендации) коррекционной работы:__________
9.
Подпись логопеда_______________________________
|