Государственное
образовательное учреждение Тульской области
«Киреевская
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Утверждаю:
директор школы-интерната
_____________А.М. Аксёнов
«_____»_____________20___ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение направлено на реализацию
Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об
образовании".
1.2.Логопедический кабинет
создается
для оказания практической помощи детям
младшего и среднего школьного возраста с нарушениями речи.
1.3.Кабинет создается с
целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования
педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда,
повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и
профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического
материала, методической литературы,
технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего
обучения.
1.4.Логопедический кабинет
является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей
среды, задачами которого являются:
-осуществление необходимой коррекции речевых
нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста;
-предупреждение и коррекция нарушений устной и
письменной речи;
-развитие высших психических функций
воспитанников.
1.5.Непосредственное
руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией школы-интерната.
II. Организация логопедической работы
1.
Прием логопедом учащихся и воспитанников с нарушениями
речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.
Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления
на занятия в логопедический кабинет проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30
мая.
3.
Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях,
оформляются в логопедический кабинет списком, заверенным администрацией
школы-интерната (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г.
№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»).
4.
Основной формой организации учебно-коррекционной работы
являются индивидуальные и групповые занятия.
5.
Сроки коррекционного обучения определяются
учителем-логопедом и зависят от сложности речевого нарушения.
6.
Продолжительность
логопедических занятий находится в прямой зависимости от формы занятий
(индивидуальные, групповые) и индивидуальных особенностей детей и составляет от
20 до 45 минут (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от
14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»).
7.
Предельная наполняемость
логопедического кабинета—не более 20 учащихся в год.
8.
Периодичность групповых и
индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
ü
Не менее трёх раз в
неделю—с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим
недоразвитием речи;
ü
Не менее двух-трёх раз
в неделю—с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные
фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;
ü
Не менее одного-двух
раз в неделю—с обучающимися, имеющими фонетических дефект;
ü
Не менее трёх раз в
неделю—с заикающимися обучающимися.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в
неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.
Левиной (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
9.
Учебная нагрузка устанавливается из расчета 20 часов в
неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «О
списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом
которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со
статьёй 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и
об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»), из которых
непосредственно занятия с обучающимися проводятся в объёме 18 часов. На
консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед
проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более
тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и педагогам
школы-интерната по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с
учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую
документацию.
10. Время
перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может
использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы,
подготовить наглядный материал.
11. Учебный
материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи,
должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту и
уровню общеобразовательной подготовки обучающихся.
12. Результаты
логопедических занятий отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до
сведения классного руководителя, администрации школы-интерната.
13. Учащиеся
с нарушениями речи по мере надобности направляются логопедом в поликлинику для
обследования врачами-специалистами (невропатологом, психоневрологом,
отоларингологом и др.).
14. Ответственность
за обязательное посещение обучающимися занятий, а также за соблюдение правил
для обучающихся в логопедическом кабинете возлагается на учителя-логопеда и
администрацию школы.
15. Выпуск
учащихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года
после устранения у них дефектов речи.
III. Учитель-логопед
1.
Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее
дефектологическое образование или высшее педагогическое образование
(филологическое) с обязательным прохождением курсов по подготовке логопедов.
2.
Учителя-логопеды
назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей локальными
актами организации.
3.
Оплата труда учителей-логопедов производится в
установленном порядке в соответствии с существующим законодательством.
4.
Учитель-логопед:
ü
ведет занятия с обучающимися по исправлению
нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими
неуспеваемости;
ü
осуществляет систематическую связь с заместителями
директоров школ по учебной работе и классными руководителями учащихся,
проводит занятия в классах начальной и
средней школы в соответствии с расписанием, с целью выработки единой
направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
ü
составляет ежегодный отчет о работе;
ü
ведет пропаганду логопедических знаний среди педагогов:
периодически выступает на педагогических советах с докладами о задачах и
специфике логопедической работы и о мероприятиях по повышению успеваемости
обучающихся, имеющих нарушения речи;
ü
участвует в заседаниях методических объединений
учителей.
5. Учитель-логопед
имеет право:
ü
на определение приоритетных направлений в работе
с детьми;
ü
на инициативу, свободу выбора методик работы по
утверждённым в ОУ программам;
ü
на участие в разработке новых коррекционных и
диагностических методов;
ü
на получение педагогического отпуска сроком до
одного года не реже чем через десять лет непрерывной педагогической работы;
ü
на получение педагогической пенсии по выслуге
лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;
ü
на защиту своей профессиональной чести и
достоинства;
ü
на моральное и материальное стимулирование
труда.
5.
Учитель-логопед несёт ответственность:
ü
За выполнение возложенных на него должностных обязанностей;
ü
За исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего
трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных
обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;
ü
За сохранность имущества ОУ, технических
средств, логопедического инструментария, методического и информационного
материала;
ü
За соблюдение правил техники безопасности,
противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
ü
За охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса;
ü
За грамотное применение научно-обоснованных методик;
ü
За соблюдение санитарно-гигиенических правил
организации учебно-воспитательного процесса.
6.
Учитель-логопед обязан систематически повышать свою
профессиональную квалификацию.
7.
Для
учителей-логопедов действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного
обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ (основание:
Постановление Правительства РФ от13.09.1994г. №1052 с изменениями от
19.03.2001г., 01.10.2002г.; Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000г.
№3570).
IV. Руководство и контроль за логопедической
работой
1.
Непосредственное
руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется администрацией
школы-интерната.
V. Помещение, оборудование логопедического
кабинета
5.1. Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает комфортность и многофункциональность.
В рабочей зоне учителя - логопеда размещается:
-
письменный стол, рабочее кресло;
- шкаф для размещения методических материалов,
диагностического инструментария, служебной документации;
- полка
для методической литературы;
- тумба
для канцелярских принадлежностей;
-
компьютер;
- наборное полотно, фланелеграф, часы, настенное
зеркало для логопедических занятий (50х100).
В зоне индивидуальных занятий:
- зеркала
для индивидуальной работы (9х12), логопедический инструментарий (зонды,
шпатели), дидактический материал (индивидуальные кассы букв, настольные игры,
игрушки, конструкторы, пособия для занятий).
5.2. Размещение наглядных пособий, стендов обосновано
и востребовано. Экспозиционная площадь отвечает принципу минимальной нагрузки.
Основные
требования к размещению стендов, оформлению наглядности
5.2.1. Перед глазами воспитанников должен находиться
только необходимый для
данного занятия материал.
5.2.2. Стенды, витрины с
материалами для долговременной демонстрации располагаются на задней стене кабинета.
5.2.3. Сменные тематические
экспозиции с программным или
дополнительным учебным материалом
целесообразно размещать на боковой
стене. Частота смены материалов определяется планом работы учителя-
логопеда, при этом учитывается, что 3-х недельный срок демонстрации
является для детей критическим (т.е.
отсутствие интереса).
5.2.4. Наглядный, раздаточный, дидактический
материал размещается в шкафах.
5.2.5. Учебный фонд кабинета пополняется учебным
оборудованием, пособиями.
5.2.6. Методическая
литература, материалы с обобщенным педагогическим опытом, методические
разработки находятся в кабинете.
5.2.7. В логопедическом кабинете
или в непосредственной близости должен
быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима.
VI. Документация логопедического кабинета
6.1.
Нормативно-правовые документы (указания, инструкции) по организации
работы логопеда.
6.2.
Журнал учёта движения детей, посещающих логопедические занятия.
6.3.
Журнал учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий с детьми.
6.4. Индивидуальные карты речевого развития
воспитанников (речевые карты, соответствующие возрасту и речевому диагнозу, характеристики, итоги диагностик)
6.5.
Годовой план работы учителя-логопеда.
6.6.
Перспективный план работы
учителя-логопеда на учебный год.
6.7.
Расписание индивидуальных и групповых занятий.
6.8.
График работы учителя – логопеда.
6.9. Конспекты
фронтальных и индивидуальных занятий с детьми.
6.10.Рабочие тетради воспитанников для групповых
занятий (находятся в кабинете).
6.11.Тетрадь заданий для воспитателей по
формированию правильного
звукопроизношения (находится у
воспитателя).
6.12.Тетрадь взаимосвязи с воспитателем.
6.13.Паспорт логопедического кабинета.
6.14.Копии отчетов о проделанной работе за год.
VII. Ответственность
за кабинет
7.1. Учитель-логопед должен
постоянно:
-
контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет;
-
выполнять санитарно-гигиенические нормы
во
время учебного процесса;
- пополнять учебно-методическую, материально-техническую
базу кабинета.
7.2. Критерий оценки
работы логопедического кабинета
относится к компетенции
администрации школы-интерната.
7.3. Учитель-логопед составляет
паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно.
|