Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 16:29

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Диагностические методики

Диагностический комплекс для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы заикающихся младших школьников
1 блок. Обследование произвольной мимической моторики.

Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

1.     поднять брови («удивиться»);

2.     слегка сомкнуть веки;

3.     прищурить глаза («яркое солнце»);

4.     плотно сомкнуть веки («стало темно»);

5.     сжать губы;

6.     сморщить нос («кислый лимон»);

7.     вытянуть губы как для произнесения звука «о»;

8.     улыбнуться («веселый клоун»);

9.     надуть щеки («толстый помидор»);

10.                       выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; 

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Оценка:

3 б.—полноценное, чёткое выполнение;

2 б.—частичное, недостаточно чёткое выполнение;

1 б.—невыполнение.

Максимальное количество баллов в этом блоке методики—30.

2 блок. Обследование речевой моторики.

1.     открыть и закрыть рот;

2.     рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть;

3.     имитировать жевательные движения;

4.     попеременно надувать щёки;

5.     втянуть щёки внутрь;

6.     оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы 

сделать круглыми—о; вытянуть губы—у;

7.     высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счёт до 5;

8.     покусывать кончик языка;

9.     касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»);

10.                       упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным 

выгибанием спинки языка («Кошка сердится»);

11.                       пощелкать языком («лошадки»);

12.                       поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»);

13.                       приблизить кончик языка к нёбу и пощёлкать («Поцокаем»);

14.                       произнести гласные звуки на твёрдой и мягкой атаке.

Отмечается: наличие синкинезий, девиации языка, быстрота 

формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение движений;

2 б.—незначительные изменения объёма, силы и точности движений;

1 б.—отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, 

объёма; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

Максимальное количество баллов в этом блоке методики—42.

3 блок. Обследование общей произвольной моторики.

Обследуются как статическая, так и динамическая координация, 

одновременность, отчётливость движений.

1.     Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошёл с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2.     Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель—квадратная доска 25х25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребёнок кидает мяч диаметром 8 см с «развёрнутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки—2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено.

3.     Перепрыгнуть с места без разбега через верёвку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть через верёвку, не задев её. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

4.     Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с неё нитку и наматывать её на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

5.     Определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются.

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение движений;

2 б.—незначительные изменения объёма, силы и точности движений;

1 б.—невыполнение задания.

Максимальное количество баллов в 3 блоке методики—15.

4 блок. Обследование тонких движений пальцев рук.

Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

1.     сжать пальцы в кулаки;

2.     соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

3.     загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»);

4.     переплести руки «в замок»;

5.     выполнить пробу «корова—коза».

Отмечается: точность, дифференцированность движений.

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение движений;

2 б.—незначительные изменения дифференцированности и точности движений;

1 б.—невыполнение задания.

Максимальное количество баллов в 4 блоке методики—15.

5 блок. Обследование действий с предметами.

Обследование действий с предметами включает такие задания:

1.     выложить узор из мозаики;

2.     укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек;

3.     нанизать на нитку бусинки;

4.     начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение всех заданий;

2 б.—выполнение заданий со второй попытки;

1 б.—выполнение заданий после 3-4 попыток; плохая координация, неловкость движений.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий 5 блока—12.

6 блок. Обследование чувства ритма.

Педагог показывает детям хлопками ритмический рисунок, который им следует повторить.

1.     ▌█ █ █ ▌▌█ █ █ ;

2.     ▌▌▌▌▌▌█ ▌▌▌▌▌▌█ ;

3.     █ ▌▌▌▌█ █ █ █ ;

4.     ▌█ ▌█ ▌█ █ █ ;

5.     ▌▌▌▌▌▌█ ▌▌▌▌█ █.

Оценка:

3 б.—правильное воспроизведение ритма;

2 б.—выполнение со второй попытки;

1 б.—неумение воспроизвести ритмический рисунок.

Максимальное количество баллов за 6 блок методики—15.

    Критерии оценки: при обследовании учитываются: общий вид ребёнка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

    Процентное выражение уровня успешности выполнения заданий методики: максимальное количество баллов за успешное выполнение всех проб диагностического комплекса равно 129. Если принять эту цифру за 100%, то можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных проб или всех заданий методики и соотнести с уровнем успешности выполнения заданий:

3 уровень—80-100% (высокий)

2 уровень—50-79,9% (средний)

1 уровень—49,9 и ниже (низкий).

Категория: Диагностические методики | Добавил: lumuza (24.10.2013)
Просмотров: 1335 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz