Цель: коррекция параламбдацизма, адаптация ребёнка-инвалида в социуме.
Задачи:
Коррекционные:
- дифференциация Л-Ль на фоне слова;
- формирование кинестетических представлений при произнесении мягкого и твёрдого звука Л;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие осведомлённости;
- обогащение словаря;
- формирование категоризации как операции мышления.
Образовательные:
- закрепление понятий гласный / согласный звук;
- закрепление умения давать характеристику звукам по плану;
- формирование навыка звуко-буквенного анализа.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- формирование умения работать по плану.
Оборудование:
ресурсы реабилитационного блока—компьютерный стенд «Живая природа. Животные»; настенные магнитные доски со стихиями: «Воздух», «Лес», «Вода»; магнитные фигурки животных, в названии которых есть звук Л.
Мультимедийная презентация, зеркало, цифровая линейка.
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика.
Однажды Язычок очень устал и лёг спать на нижнюю губу («Лопатка»). Проснулся, выглянул в окошко («Иголочка»), влево-вправо посмотрел («Часики»), вверх-вниз (за зубами) («Качели»), опять прямо посмотрел («Иголочка») и увидел во дворе лошадку.
-Лошадка, поехали в лес, - предложил Язычок.
-Поехали! – обрадовалась лошадка.
Вскочил Язычок ей на спину, и они поскакали («Лошадка»). Скачут они полями, скачут они горами, долго ли коротко ли, очутились в лесу. Оглянулись, а там грибов видимо-невидимо! Вот таких («Грибок»). Обрадовались Язычок и Лошадка и решили на гармошке сыграть («Гармошка»). Набрали наши герои целое лукошко грибов и обратно поскакали («Лошадка»). Подъехали к своему двору, а там стоит злющий индюк и никого в ворота не пускает («Индюк»). Удивились Язычок и Лошадка, спрашивают:
-Индюк, ты почему такой злой?
-А как же мне не злиться! Всех напоили, накормили: и кур, и гусей, и уток, я один голодный остался.
-Так ты кушать хочешь? Пойдём ко мне в гости, - предложил Язычок, - я угощу тебя вареньем.
Обрадовался Индюк и отправился домой к Язычку. Наелись они варенья, да так перемазались! И губы, и щёки, и даже лоб в варенье! Решили друзья облизать верхнюю губу («Вкусное варенье») и попить воды. Взяли чашку («Чашечка»), налили туда водички, выпили и опять спать улеглись («Лопатка»).
А во сне Язычку, Лошадке и Индюку приснились разные животные. А какие, ты сам догадаешься.
Игра «Что закрыто на картинке?»
Логопед показывает небольшой фрагмент изображения (остальное закрыто), а ребёнок отгадывает кто или что закрыто на картинке. Если по небольшому фрагменту не удаётся отгадать изображение, то показывается большая часть картинки. Используются магнитные плоскостные фигурки животных: дельфин, голубь, акула, козёл, олень, цапля, волк, белка, лебедь, лягушка, дятел.
Формулирование темы занятия.
-Какой звук есть в названии всех животных? (Звук Л).
Дифференциация Л-Ль на фоне слова.
- распределение изображений животных из предыдущего задания на две группы: с твёрдым звуком Л, с мягким звуком Ль;
- закрепление цветового обозначения звуков: Л—синий, Ль—зелёный;
- характеристика звуков по плану: гласный / согласный, звонкий / глухой, твёрдый / мягкий (слайд 2).
Работа с компьютерными стендами.
- нахождение на стенде животных, в названии которых есть твёрдый звук Л (белка);
- слушание информации, просмотр видеоклипа о белке на компьютерном стенде;
- вопросы после прослушивания диктора: Сколько лет живёт белка? (от 4 до 12); Что такое вольер? (объяснение, демонстрация слайда 3);
- нахождение на стенде животных, в названии которых есть мягкий звук Ль (кролик, лягушка);
- слушание информации, просмотр видеоклипов о кролике и лягушке на компьютерном стенде;
- вопросы после прослушивания диктора: Что такое млекопитающее? (объяснение, демонстрация слайда 4); Чем питается лягушка? Что значит пурпурная лягушка? Веслоногая лягушка? (объяснение, демонстрация слайдов 5, 6).
Веслоногие лягушки встречаются в Центральной и Южной Африке, Мадагаскаре, Южной и Юго-Восточной Азии, Малайском архипелаге. Большинство видов ведёт древесный образ жизни. Эти лягушки могут планировать с дерева на дерево благодаря широкой перепонке между пальцами. На пальцах есть вздутия, которые, когда лягушка прижимает лапки к твёрдой поверхности, превращаются в присоски.
Пурпу́рная лягу́шка—обитает в Индии. Пурпурная лягушка проводит большую часть времени под землёй, выходя на поверхность на две недели в году. Затворнический образ жизни привёл к тому, что биологи долго не знали о существовании данного вида. Для поиска пищи пурпурная лягушка не выходит на поверхность, она питается под землёй, в основном, термитами.
Игра «Подбери к схеме картинку».
На слайдах 7-13 написаны схемы, а ребёнок должен подобрать к ним соответствующую фигурку животного, используя цифровую линейку. Цифрой обозначено место звука Л в слове: Л-5 (козёл, дятел), Л-4 (акула), Л-3 (голубь, белка, волк), Ль-3 (дельфин), Ль-1 (лебедь, лягушка), Ль-4 (цапля), Ль-2 (олень).
Игра «Угадай звуки».
В зоне релаксации, лёжа на матрасе с закрытыми глазами, ребёнок слушает звуки стихий (море, лес, болото) и прикрепляет фигурки животных на настенные магнитные доски, соответствующие среде обитания данного животного, чётко проговаривая его название. Вода—акула, дельфин, лебедь, лягушка, цапля; воздух—голубь, лебедь, цапля, дятел; лес—дятел, белка, волк, олень (слайды 14-16).
Рефлексия.
Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что показалось самым трудным? Какое задание было лёгким? Что нового узнал на занятии?
|