Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 10:40

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты логопедических занятий

Конспект логопедического занятия "Антонимы. Фразеологизмы-антонимы"

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Антонимы. Фразеологизмы-антонимы.

Задачи.

Коррекционные:

  • Уточнить и закрепить пространственные представления.
  • Формировать межполушарное взаимодействие.
  • Формирование языкового анализа и синтеза.
  • Развивать словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.
  • Расширять активный словарь.
  • Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

  • Продолжать формировать понятие об антонимах, фразеологизмах-антонимах.
  • Учить правильно истолковывать переносный смысл фразеологизмов, пословиц.
  • Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи.
  • Учить правильно подбирать антонимы к многозначным словам.
  • Формировать навыки словоизменения.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-этические модели поведения.
  • Учить взаимодействовать друг с другом.
  • Работа над осведомлённостью.
  • Развивать рефлексию, самоанализ своих черт характера.

Оборудование: мультимедийная презентация; видео сказки «Принцесса и людоед» (мультфильм «Весёлая карусель» выпуск №9, 3 фрагмент); настольно-печатная игра «Антонимы»; настольно-печатная игра «Фразеологизмы-антонимы»;  комплект карточек №1 с таблицами «Антонимы»; комплект карточек №2 с фразеологизмами-антонимами; тетради, карандаши, ручки.

 

Ход занятия.

Организационный момент (кинезиология).

-Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все  пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

-А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают. Формулирование темы занятия.

-Мы настроились на работу, и теперь должны догадаться, какова тема сегодняшнего занятия. В этом вам поможет мультфильм. Посмотрите его и ответьте, с помощью каких слов меняется смысл сказки? (Просмотр мультфильма «Принцесса и людоед», формулирование темы занятия—антонимы, запись темы в тетрадь).

Настольно-печатная игра «Антонимы».

-У каждого из вас на столе находится комплект из 3 картинок. Вам нужно найти комплект картинок с противоположным значением, который находится у вашего товарища. (Дети собирают пары картинок-антонимов, проверка. Обратить внимание детей на то, что антонимы в большинстве случаев, принадлежат к одной части речи).

Комплекты картинок:

Антонимы-существительные: великан-карлик, соль-сахар, потолок-пол.

Антонимы-прилагательные: сутулый-стройный, острая-тупая, уродливая-красивая.

Антонимы-глаголы: взлетает-садится, снимает-надевает, садится-взлетает.

-Ребята, попробуйте подобрать антонимы к словам Витя, медведь, палец. Невозможно? Не ко всем словам можно подобрать антонимы.

Работа с таблицами «Антонимы».

-С помощью картинок-антонимов вы разбились на рабочие группы по 2 человека, и сейчас каждая группа получит задание различной степени сложности на выбор.

Комплект №1, 1 уровень сложности, антонимы-существительные:

Ложь

П

 

 

 

 

А

Богатство

Н

 

 

 

 

А

Нападение

З

 

 

 

 

А

Находка

У

 

 

 

 

А

Поражение

П

 

 

 

 

А

Чужбина

Р

 

 

 

 

А

(Правда, нищета, защита, утрата, победа, родина)

Смех

П

 

 

 

Выход

В

 

 

 

Тьма

С

 

 

 

Правда

Л

 

 

 

Зима

Л

 

 

 

Радость

Г

 

 

 

(Плач, вход, свет, ложь, лето, горе).

 

Начало

К

 

 

 

 

Зло

Д

 

 

 

 

Чистота

Г

 

 

 

 

Мир

В

 

 

 

 

Осень

В

 

 

 

 

Подъём

С

 

 

 

 

(Конец, добро, грязь, война, весна, спуск).

Комплект №2, 2 уровень сложности, антонимы-прилагательные:

Медленный

Б

 

 

 

 

Ы

Й

Яркий

Т

 

 

 

 

Ы

Й

Худой

Т

 

 

 

 

Ы

Й

Грустный

В

 

 

 

 

Ы

Й

Трусливый

Х

 

 

 

 

Ы

Й

Обманный

Ч

 

 

 

 

Ы

Й

(Быстрый, тусклый, толстый, весёлый, храбрый, честный).

Дальний

Б

 

 

Ж

 

И

Й

Внутренний

В

 

 

Ш

 

И

Й

Горький

С

 

 

Д

 

И

Й

Узкий

Ш

 

 

О

 

И

Й

Далёкий

Б

 

 

З

 

И

Й

Бедный

Б

 

 

А

 

Ы

Й

(Ближний, внешний, сладкий, широкий, близкий, богатый).

Высокий

Н

 

 

 

И

Й

Вежливый

Г

 

 

 

Ы

Й

Пустой

П

 

 

 

Ы

Й

Тупой

О

 

 

 

Ы

Й

Новый

С

 

 

 

Ы

Й

Белый

Ч

 

 

 

Ы

Й

(Низкий, грубый, полный, острый, старый, чёрный).

 

Комплект №3, 3 уровень сложности, антонимы-глаголы:

Заканчивать

Н

 

 

 

 

А

Т

Ь

Ухудшать

У

 

 

 

 

А

Т

Ь

Утверждать

О

 

 

 

 

А

Т

Ь

Рыдать

Х

 

 

 

 

А

Т

Ь

Брать

О

 

 

 

 

А

Т

Ь

Поднимать

О

 

 

 

 

А

Т

Ь

(Начинать, улучшать, отрицать, хохотать, отдавать, опускать).

Белеть

Ч

 

 

 

Е

Т

Ь

Богатеть

Б

 

 

 

Е

Т

Ь

Вспыхивать

Г

 

 

 

У

Т

Ь

Говорить

М

 

 

 

А

Т

Ь

Жить

У

 

 

 

А

Т

Ь

Шептать

К

 

 

 

А

Т

Ь

(Чернеть, беднеть, гаснуть, молчать, умирать, кричать).

Снимать

Н

 

 

 

 

А

Т

Ь

Терять

Н

 

 

 

 

И

Т

Ь

Заканчивать

Н

 

 

 

 

А

Т

Ь

Понижать

П

 

 

 

 

А

Т

Ь

Вспоминать

З

 

 

 

 

А

Т

Ь

Огорчать

Р

 

 

 

 

А

Т

Ь

(Надевать, находить, начинать, повышать, забывать, радовать).

Дети заполняют таблицы, затем озвучивают результаты, сверяют с образцом (слайды №2-65).

Работа с пословицами.

-Молодцы, вы отлично потрудились в парах. Как говорится в пословице: «Один ум хорошо, а два—лучше!» Ребята, в пословицах мало слов, но много народной мудрости. В них часто используются слова антонимы. Вставьте устно слова-антонимы в пословицы (слайд №66).

… дело лучше … безделья.

… кормит, а …. портит.

… спорит, а … поддакивает.

Готовь … сани, а телегу ... .

Слова для справок: большой-маленький, лето-зима, друг-враг, лень-труд).

Разгадайте ребус-пословицу и найдите в ней слова-антонимы (слайд №67).

(Утро вечера мудренее). Антонимы утро—вечер.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Игра «Тайны двойного».

-Скажите, пожалуйста, а могут ли быть у одного предмета два противоположных  качества? Например, что может быть одновременно горячим и холодным? Мокрым и сухим? Гладким и шероховатым? (Дети называют предметы с противоположными качествами).

-А может ли предмет иметь хорошие стороны и плохие одновременно? Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». Какое лакомство вам нравится больше всего? (дети называют, например, мороженое). Что хорошего? (Вкусное, охлаждает в жару, делается из полезных сливок и т.д.). А что плохого? (Можно заболеть ангиной, испачкаться, если есть очень много, то от сладкого может развиться кариес и т.д.).

-Ребята, хорошее и плохое есть не только у неодушевлённых предметов, но и у нас с вами. Подумайте, какие хорошие и плохие качества характера есть у вас? (Ответы детей).

Подбор антонимов к многозначным словам.

-Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Для того, чтобы наша речь была правильной и богатой нужно понимать лексическое значение слов и точно подбирать антонимы. Например, полный мужчина / полный стакан, какие антонимы из представленных на слайде подойдут к этим словосочетаниям: пустой / худой? (слайд №68).

Редкий лес

Редкий волос

Густой

Частый

Тонкий лёд

Тонкая работа

Грубый

Толстый

Крупный орех

Крупный ребёнок

Маленький

Мелкий

Мягкий хлеб

Мягкий шаг

Тяжёлый

Чёрствый

Мелкий дождь

Мелкий ручей

Глубокий

Частый

Свободный стул

Свободный костюм

Занятый

Тесный

Физ. минутка.

-Покажите часть тела.
Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
Не цветы, а вянут (уши)
Ими машут, как мельница (руки)

Он длинный и без костей (язык)
Ими щелкают от голода (зубы)
Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)
С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

Работа с фразеологизмами.

-Ребята, во время физминутки я использовала выражения с переносным значением. Эти крылатые слова называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение «золотые руки». Что оно означает? Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты дороже? Почему? Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.
-Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание (слайды №69-72):

  • Лить крокодиловы слёзы (притворяться)
  • Лезть в бутылку (сердиться)
  • Брать быка за рога (действовать энергично, начать с главного)
  • Сесть в галошу (оказаться в неловком положении)

-Послушайте стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.
Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
-Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

Настольно-печатная игра «Фразеологизмы-антонимы».

-Ребята, к каждому фразеологизму можно подобрать крылатое выражение с противоположным значением. У каждой группы карточка с категориями близко-далеко, медленно-быстро, мало-много, маленький-большой, глупый-умный, бездельничать-усердно трудиться.

Вы должны выбрать категорию, с которой вам хотелось бы поработать и выложить маленькие карточки с фразеологизмами под каждым понятием.

Наборы маленьких карточек:

Бездельничать-усердно трудиться: гонять лодыря, валять дурака, считать ворон; в поте лица, засучив рукава, не покладая рук.

Мало-много: кот наплакал, капля в море, раз-два и обчёлся; куры не клюют, тьма-тьмущая, хоть пруд пруди.

Маленький-большой: метр с кепкой, от горшка два вершка, под стол пешком ходит; коломенская верста, косая сажень, гром-баба.

Глупый-умный: медный лоб, голова—два уха, голова садовая; голова на плечах, светлая голова, семи пядей во лбу.

Близко-далеко: под самым носом, в двух шагах, рукой подать; на краю света, за тридевять земель, у чёрта на куличках.

Быстро-медленно: в один миг, не успеешь глазом моргнуть, в мгновение ока; черепашьим шагом, в час по чайной ложке.

(Дети собирают антонимы-фразеологизмы, сверяют с образцом—слайды №73-75).

Гимнастика для глаз.

 -Ребята, вытяните руку вперед, смотрите на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближаем палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторим упражнение 6-8 раз.

Работа с текстом.

-Замените в тексте фразеологизмы словами.

    Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног помчались в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу с трудностями встретиться, потому что у нас светлые  головы!

Словарик:

чуть свет—рано  

на скорую руку—наспех

на свежую голову—после отдыха

как по маслу—без затруднений

от зубов отскакивать—хорошо знать

лицом к лицу—вплотную

светлые  головы—умные

со всех ног—быстро

Запись текста в тетрадь, проверка (слайд №76).

Итог занятия.

-С какими словами мы сегодня познакомились? Что такое антонимы? Фразеологизмы? Ко всем словам можно подобрать антонимы? Антонимы принадлежат к одной части речи? Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Какое задание было самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на занятии? (Дети ставят себе оценку на полях тетради).

Категория: Конспекты логопедических занятий | Добавил: lumuza (01.02.2015)
Просмотров: 5340 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz