Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 11:34

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты логопедических занятий

Конспект логопедического занятия в 5-6 классах для детей с лексико-грамматической недостаточностью и педагогической запущенностью с ИКТ

Темы.

Коррекционная: Развитие и уточнение пространственных представлений.

Грамматическая: Дифференциация родственных и неродственных слов.

Лексическая: Мурзилка против Ябеды-Корябеды.

Задачи.

Коррекционные:

·        Уточнить и закрепить пространственные представления.

·        Уточнить правое и левое направление в пространстве.

·        Закрепить осознание схемы тела.

·        Формировать межполушарное взаимодействие.

·        Развивать словесно-логическое, пространственно-образное мышление.

·        Развивать произвольное внимание.

·        Расширять активный словарь.

Образовательные:

·        Продолжать формировать понятие о родственных словах.

·        Продолжать учить дифференцировать родственные и неродственные слова.

·        Формировать навыки словоизменения и словообразования.

Воспитательные:

·        Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

·        Работа над осведомлённостью.

·        Воспитание патриотических чувств к месту своего рождения.

Оборудование: презентация, произведение А.Семёнова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды», карта Тульской области, цветные магниты, магнитная доска, карточка №1 (текст о городе Киреевске), карточка №2 (схема г. Щёкино), карточка №3 (набор слов, родственных к словам плавать и плавить), тетради, ручки, песня «Учитель танцев» (сл. и муз. группа «Дюна»).

 

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

-Прослушайте группы слов. Какое слово лишнее? Почему? (Потому что одно слово не является родственным ко всем остальным словам).

Печурка, печать, печка, печник (печать).

Носильщик, нос, носатый, носик (носильщик).

Чесночный, честный, чеснок, чесночок (честный).

Циркач, цирк, циркуль, цирковой (циркуль).

Левый, налево, лев, левосторонний (лев).

Мёд, медок, медный, медовый (медный).

2.     Тема занятия.

    -Ребята, к нам обратился за помощью Мурзилка (слайд 2). Дело в том, что злая волшебница Ябеда-Корябеда забросила своих верных людей на территорию Тульской области для того, чтобы они вошли в контакт с ребятами, завоевали их доверие и начали хулиганско-диверсионную работу. Они должны научить детей шалопайничать, ябедничать и сваливать вину друг на друга. Мурзилка предложил сформировать команду из учеников 5-6 классов для того, чтобы помешать злой волшебнице. Вас отобрали не случайно, а потому что Ябеда-Корябеда направила своих агентов именно в те города, где вы родились (выяснение у детей откуда они родом). Давайте отметим на карте ваши родные города: г.Киреевск, г.Плавск, г.Щёкино (выделение цветными магнитами мест рождения детей, карта Тульской области прикреплена на магнитной доске). Вы согласны помочь Мурзилке остановить агентов Ябеды? Чтобы вступить в секретное подразделение по борьбе с хулиганско-диверсионной группой злой волшебницы, надо провести ритуал посвящения.

Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос».

-Итак, покажите правую руку, а теперь—левую. Молодцы! А теперь переходим к ритуалу: выполняем упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». А теперь под музыку. Молодцы! Все успешно прошли ритуал посвящения, поздравляю вас.

    3. Основная часть.

Задание 1. Сколько мальчиков и девочек на фото?

    -Мурзилке была доставлена фотография агентов Ябеды-Корябеды (слайд 3). Она была сделана через щель почтового ящика.

-Всё ясно,- сказал Мурзилка,- восемь из них—мальчики и четверо—девчонки.

-Как он об этом узнал? (Одежда у мальчиков застёгивается на правую сторону, а у девочек—на левую.)

-Пока мы рассматривали фотографию секретных агентов, в нашем городе Киреевске произошло первое происшествие. Прежде чем мы прибудем на место, прослушайте краткий инструктаж про этот город, так как некоторые из вас прибыли сюда недавно (слайд 4-6).

Кире́евск — город Тульской области России, административный центр Киреевского района. Население 25 393 жителей. Город расположен на реке Олень (бассейн Оки), в 40 км от Тулы. Деревня Киреевская известна с 1762г. На рубеже ХIХ-ХХ веков у деревни Киреевки началась интенсивная разработка залежей железной руды. В 1928 году был основан Киреевский рудник. В 1934 году деревня Киреевка и населённый пункт при Киреевском руднике объединены в рабочий посёлок Киреевка. 28 сентября 1956 года рабочий поселок Киреевка Дедиловского района преобразован в город районного подчинения с присвоением ему наименования — город Киреевск. С 1965 года город является центром Киреевского района.

-В древности на территории современного Киреевского района обитали вятичи. Предполагается, что их город Дедославль, упомянутый в Ипатьевской летописи, находился на месте нынешнего села Дедилово и был столицей племенного союза. Киреевская земля хранит множество памятников археологии - древних городищ, селищ, курганов. В середине XIIв., в период феодальных войн на Руси, в Дедославле проходили славянские вече - собрания. После татаро-монгольского нашествия город и его округа надолго опустели. В 1554 г. на старом городище появилась крепость под названием Дедилов, вошедшая в оборонительную линию Московского государства. В XVI в. на Шиворони за Дедиловом происходили многократные стычки с татарами. Особенно опустошительным было нападение орды Девлет-Гирея в 1552 г., когда 21 июня он внезапно появился под Тулой с большим, хорошо вооруженным войском. 24 июня русские отбили штурм татарских войск под Дедославлем и в жестокой схватке разбили у реки Шиворони. Сейчас на месте памятного сражения возвышается деревянный крест. Для освоения стратегически важной местности в конце 50-х-начале 60-х гг. XVI в. под Дедиловом были поселены казаки, поступившие на службу к Московскому царю. Своим названием город обязан казаку Кирею. Герб Киреевска и Киреевского района был принят 2 февраля 2002 года. В червленом (красном) поле булава поверх двух кирок; все фигуры серебряные. Две кирки напоминают, что поселок Киреевка возник при освоении железорудных залежей для тульских железоделательных заводов. Булава — традиционный символ власти казаков, основателей города.

 -Скажите пожалуйста, как называют людей, проживающих в этом городе? (киреевчане). Кто из вас является киреевчанином? (Алёна, Илья, Алексей, Иван) (слайд 6).

Задание 2. Нахождение однокоренных слов в тексте.

-Найдите в тексте однокоренные слова к слову Кирей, подчеркните их (карточка №1). Проверьте правильность выполнения (слайд 7).

Задание 3.Загадка разбитого стекла (слайд 8).

-Поспешим на место первого происшествия в городе Киреевске. Мурзилка уже прибыл туда.

-Так кто же всё-таки из вас двоих разбил окно?- спросил Мурзилка.

-Можно я расскажу всё по порядку?- обратился к нему мальчик в светлой рубашке.- Я учусь во вторую смену, уроки ещё вчера сделал, поэтому утро у меня было свободное. Я сидел на лавочке в сквере и читал книгу. Вдруг к дому подошёл этот вот мальчишка. Решил, что его никто не видит, поднял камень и бросил в окно.

-Неужели вы думаете, что меня так легко обмануть?- прервал его Мурзилка. –Прошу следовать за мной, агент Ябеды-Корябеды!

Почему Мурзилка решил, что его обманывают? (Потому что лавочка окрашена, а у мальчика на рубашке нет полос от краски). Молодцы, одного агента мы обезвредили.

Задание 4. Составление маршрута по городу Щёкино.

-Разведка доложила, что нам следует отправляться в следующий город—Щёкино. Прослушайте короткую справку об этом населённом пункте (слайд 9-10).

Щёкино — город в Тульской области России, административный центр Щёкинского района. Расположен в 25 км к югу от центра Тулы. Население — 58 154 человека. Селение основано в 1870 году. 1 июля 1934 года был образован рабочий посёлок Щёкино. 27 ноября 1938 года рабочий посёлок преобразован в город Щёкино. Известные уроженцы: Тальков Игорь Владимирович—известный певец и композитор, Залётин Сергей Викторович—космонавт, герой России. На территории Щекинского района находится музей-усадьба Льва Николаевича Толстого Ясная Поляна, а также уроженцем этого города является ученик 5 класса нашей школы Новиков Иван.

-Возьмите схему города Щёкино (карточка №2) (слайд 11), которую вам оставил Мурзилка. Он находится в школе №3, изучает новые факты об агентах Ябеды-Корябеды. Давайте проложим безопасный маршрут от дома  Вани до Мурзилки. Правила: дорогу переходить только по пешеходному переходу, двигаться строго по тротуару (дети на схеме рисуют маршрут).

Задание 5. Нахождение на фото лазутчика.

-Мурзилке стали известны некоторые приметы второго агента Ябеды: волосы прямые, нос в веснушках, рубашка клетчатая. Поэтому, когда ему показали фотографии нескольких подозрительных лиц (слайд 12), он не колеблясь показал на одну из них. На какую фотографию указал Мурзилка? (Мурзилка указал на фотографию №4).


 

 Задание 6. Опознание.

-Через несколько часов к Мурзилке были доставлены задержанные (слайд 13). Внимательно их рассмотрев, Мурзилка решил, что лазутчика здесь нет. Откуда ему было знать, что хитроумный агент срочно запудрил свои веснушки на носу, уничтожив таким образом одну из своих главных примет. Помогите обезвредить агента Ябеды-Корябеды. Найдите его.

Физминутка (слайд 14).

-Молодцы, ребята, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнём и потанцуем под песенку Гениального Сыщика из мультфильма «Бременские музыканты» (сл. Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова).

Дети танцуют, изображая сыщиков.

Задание 7. Составление короткой справки о городе Плавске из набора слов.

-Следующий сигнал о нахождении агента Ябеды-Корябеды поступил из города Плавска (слайд 15).

-Город Плавск, центр Плавского района возник в начале XVII столетия как село Сергиевское, а уже в конце века все земли в бассейне реки Плавы были пожалованы князьям Гагариным в вотчину как вознаграждение за их верную службу Московским царям. Евангелие аллегорически указывает на историческое название села Сергиевское, названное в честь храма святого Сергия Радонежского, покровителя учащихся и радетеля единения всех русских земель. Фигуры, заимствованные из герба князей Гагариных - дуб, увенчанный княжеской шапкой, в гербе Плавского района символизируют неразрывную связь села Сергиевское со многими поколениями княжеской семьи.
Дуб, вырастающий из Евангелия - символа духовности, просвещения, милосердия аллегорически указывает на огромный культурный вклад Гагариных в развитие своих земель. Имена Сергея Сергеевича и Веры Фёдоровны Гагариных и сейчас известны и уважаемы среди жителей Плавского района. Они на свои средства открыли школу для детей всех сословий, которая действует и в наше время, создали больничный комплекс; специальное учебное заведение для девушек - "Дом рукоделия", мастерские для юношей - "Чёрный двор". Золото - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Голубой цвет - символ чести, великодушия, возвышенности, а также водных просторов в гербе аллегорически символизирует реку Плаву, давшую название району.
Пурпур - символ благородства, славы, великолепия.

-В Плавске родились: Сафонов Борис Феоктистович—советский лётчик, герой Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны, лучший советский летчик-истребитель 1941—1942 годов. А также ученик 6 класса «Киреевской школы-интерната» Плужников Леонид (слайд 17).

Задание 8. Подбор родственных слов к словам плавать и плавить (слайд 17).

-Ребята, как вы думаете, от какого слова произошло название города Плавск? (Плавание, плавать). Давайте распределим слова по группам к словам плавать и плавить (подбор родственных слов, запись в два столбика, выделение общей части—корня): Плава, плавление, плавка, плавание, плавленый, поплавок, переплавить, Плавск. Являются ли родственными слова плавать и плавить? Почему? (Слова записаны на карточке №3).

 

Задание 9. Роковые пряталки (слайд 18).

-Вот мы и добрались до города Плавска. В одном из дворов этого города ребята решили поиграть в прятки. Агент Ябеды тоже принял участие в игре. Когда Мурзилка прибыл на место, все уже спрятались. Водила девочка. Посмотрев на фотографию лазутчика, она подтвердила, что он играет с ними. Вскоре все выручились, кроме секретного агента. Он не выходил.

-Ребята, мы должны его найти!

Он расставил всех вокруг сквера.

-Никто его не видит?- спросил Мурзилка. Но никто лазутчика не видел.

-Значит он сидит вон за тем кустом.

И Мурзилка подошёл к кусту.

-Палочки-выручалочки, секретный агент! Обознатушек-перепрятушек не будет!

-За каким кустом сидел агент? (Отмечен красным кружком).

4.     Итог занятия (рефлексия).

-Молодцы, ребята! Вы здорово помогли Мурзилке обезвредить агентов злой волшебницы Ябеды-Корябеды. Что больше всего понравилось на занятии? Какое задание показалось самым сложным? В каких городах мы сегодня побывали? Спасибо за хорошую работу, занятие окончено. 

 

Используемые материалы

 

Интернет-ресурсы:          http://ru.wikipedia.org

http://images.yandex.ru

download-song.ru/music

 

Литература:

1.     Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М., Сфера, 2007г.

2.     Семёнов А. Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды.-Журнал «Мурзилка», 1978г.

 



Источник: http://pedmir.ru/43915
Категория: Конспекты логопедических занятий | Добавил: lumuza (18.04.2013)
Просмотров: 2788 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz