Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 22:24

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический материал

Формирование учебных навыков на логопедических занятиях. Модульное обучение.

    Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушение письменной речи целесообразно проводить по определённой программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребёнок перестаёт быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание в данной программе уделяется коллективным методам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.

    В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, применяемая в данной программе, позволяет проанализировать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь.

    Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путём формирования и развития навыков учебной деятельности позволяет решать следующие задачи:

·                 Развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;

·                 Развивать умение произвольно управлять вниманием;

·                 Регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

·                 Формировать навыки самоконтроля;

·                 Развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;

·                 Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

·                 Развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

·                 Формирование положительной «Я-концепции».

Для решения поставленных задач необходимо опираться

1.     На основные принципы сопровождения:

--«всегда на стороне ребёнка»;

--непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход (данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счёт её собственноё активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, открытость, гуманизация, индивидуальный подход);

2. На общедидактические принципы;

3. На основные принципы логопедии:

--системность, комплексность развития;

--рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

--деятельностный подход;

--поиск обходных путей и опора на сохранное.

    Концептуальной основой программы является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. В соответствии с данной концепцией педагог призван не «исправлять недостатки» ребёнка, а развивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.

    Результатом реализации предлагаемой программы должно быть формирование у детей следующих умений и навыков:

·        Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по её выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

·        Полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом;

·        Произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;

·        Ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;

·        Осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений».

 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

    В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть модулей, упражнения из которых можно использовать на логопедических занятиях. Распределение упражнений по модулям условно, так как большинство предлагаемых учебных заданий полифункциональны.

    Модуль А: умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию.

    Модуль Б: умение планировать действия по выполнению задания.

    Модуль В: умение осуществлять итоговый самоконтроль.

    Модуль Г: умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

    Модуль Д: умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.

    Модуль Е: умение общаться в учебной ситуации.

    В каждом модуле после описания упражнения указывается специфическая цель упражнения, особые условия проведения, продолжительность и т.д.

    На заключительном этапе реализации программы ученикам предлагается самостоятельно оценить достигнутые результаты, заполнив карту сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности.

     Не надо забывать о том, что ребёнок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Желательно максимально использовать игровые приёмы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а логопед (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.

 

Категория: Методический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 1402 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz