Речевая карта
обследования детей раннего и младшего дошкольного
возраста
(от 2 до 4 лет)
Анкетные
данные
Фамилия, имя
ребёнка________________________________________________________________________
Дата рождения,
возраст_______________________________________________________________________
Домашний
адрес_____________________________________________________________________________
Из какого ДОУ
поступил_____________________________________________________________________
Решение ПМПК от_________________________________протокол
№_______________________________
Диагноз
ПМПК_____________________________________________________________________________
Анамнез
Сведения о
родителях________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических
соматических заболеваний у родителей_____
____________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и
родственников_______________________________________
_________________________________________________________________________________________ От какой беременности ребёнок, протекание беременности
и родов_________________________________
_________________________________________________________________________________________
Состояние ребёнка при
рождении______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Раннее
психомоторное развитие
Когда стал держать
голову___________________сидеть__________________ходить___________________
Время появления зубов________________________количество
зубов к 1 году_________________________
Перенесённые
заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы,
судороги при высокой температуре, хронические заболевания)
До 1
года___________________________________________________________________________________
От 1 года до 3 лет____________________________________________________________________________
После 3
лет_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Раннее
речевое развитие
Гуление_______________________________________лепет________________________________________
Первые слова______________________________первые
фразы_____________________________________
Прерывалось ли речевое развитие (по какой
причине)_____________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Речевая среда
и условия воспитания ребёнка
Где воспитывался
ребёнок____________________________________________________________________
Наличие двуязычия, речевой патологии у членов
семьи____________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту
ребёнка_____________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Исследование
неречевых психических функций
1.
Наблюдение за
ребёнком в процессе обследования:
А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен
или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное
общение, избирательный негативизм)___________________
________________________________________________________________________________________
Б) особенности внимания (устойчивое,
неустойчивое)__________________________________________
В) характер игровой деятельности ребёнка
(манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные
игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)______________________
________________________________________________________________________________________
Г) индивидуальные особенности
ребёнка_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2.
Исследование
слухового восприятия:
А) дифференциация звучащих игрушек______________________________________________________
Б) определение направления звучания
игрушки_______________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
А)
восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом)__________________________
Б)
восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает
словом)_______________________________
2-3
года—красный, синий, жёлтый, зелёный
3-4
года—красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый
В)
восприятие формы (с 3 лет) (не соотносит,
соотносит)______________________________________
Круг________________треугольник_____________________квадрат__________________________
3.
Исследование
зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
А)
ориентировка в пространстве (вверху-внизу,
впереди-сзади)________________________________
Б)
складывание разрезных картинок (из 2-3
частей)___________________________________________
В)
складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки)____________________________________
5. Состояние общей моторики (в норме,
нарушения—моторная напряжённость, скованность движений, некоординированность
движений, неловкость и др.)______________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Состояние ручной моторики, ведущая
рука____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Исследование
речевого развития
1.
Анатомическое
строение артикуляционного аппарата:
Губы____________________зубы_______________________прикус______________________________
Мягкое нёбо_______________________________язык__________________________________________
2.
Состояние
мимической мускулатуры:
·
Поднять брови
вверх (удивиться)____________________________________________________
·
Нахмурить брови
(рассердиться)_____________________________________________________
·
Прищурить
глаза__________________________________________________________________
·
Надуть щёки
(толстячок)____________________________________________________________
·
Втянуть щёки
(худышка)___________________________________________________________
3.
Состояние
артикуляционной моторики:
А) тонус (норма, чрезмерное напряжение,
вялость)____________________________________________
Б) объём движений (полный,
неполный)______________________________________________________
В) способность к переключению от одного движения к
другому_________________________________
Г) наличие сопутствующих движений, тремора,
гиперсаливации, отклонений кончика
языка_________
4. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
1. Дыхание:
А) тип
дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и
др.)__________________________________
Б) объём
речевого дыхания (достаточный,
недостаточный)____________________________________
В)
частота речевого дыхания (норма, учащённое,
замедленное)_________________________________
Г)
продолжительность речевого выдоха (норма, укороченный)_________________________________
2.
Характеристика голоса:
А)
громкость (норма, тихий, чрезмерно
громкий)____________________________________________
Б)
тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и
т.д.)________________________
В)
модуляция голоса (наличие или отсутствие
монотонности)_________________________________
3.
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой
речи)________________________
___________________________________________________________________________________________
5. Звуковая
сторона речи:
1.
Воспроизведение звукоподражаний
Кукла
плачет а-а-а_________________________заблудились в лесу
АУ__________________________
Поезд гудит
у-у-у_________________________ребёнок плачет УА______________________________
Мышка пищит
и-и-и_______________________ослик кричит ИА_______________________________
Собака лает
АВ-АВ______________________________________________________________________
2.
Звуко-слоговая структура слов (с 3 лет).
Повторение
слов из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов, правильно
произносимых
слов)__________
3.
Состояние звукопроизношения:
Гласные__________________________________________________________________________________
Б-П-М____________________________В-Ф_______________________Д-Т-Н_______________________
Г-К-Х___________________________сонорные________________________________________________
Свистящие_______________________шипящие__________________аффрикаты_____________________
4.
Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
А) показать на картинках предметы:
Стол-стул_______________________________коза-козы____________________________________
Папа-баба_______________________________миска-мишка_________________________________
Б)
выделить звук из ряда звуков («Покажи собачку, когда она зарычит
р-р-р»)____________________
___________________________________________________________________________________________
6. Импрессивная речь.
1. Пассивный
словарь:
А)
понимание конкретных
существительных_________________________________________________
Б)
понимание обобщающих существительных (с 3
лет)________________________________________
В)
понимание действий___________________________________________________________________
2. Понимание
грамматических форм:
А) ед.
ч. и мн. ч.
существительных________________________________________________________
Б)
предложно-падежные конструкции______________________________________________________
В)
уменьшительно-ласкательная форма
существительных_____________________________________
3. Понимание
соотношения между членами предложения (с 3 лет) (покажи палочкой карандаш,
карандашом палочку)______________
7. Экспрессивная речь.
1. Общая
характеристика речи (есть ли речь или отсутствует, лепетная речь, речь
отдельными словами, фразовая
речь)_____________
2. Активный
словарь:
А)
существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда»,
«Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и
т.д.)______
Б)
глагольный словарь (назвать, что делает мальчик по картинкам: ест, спит,
играет, рисует,
пьёт)___________________________________________
В)
словарь признаков (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др.
качества
предметов)_________________________________________________________________________________
3.
Состояние грамматического строя речи:
А) мн.ч. сущ. И.п.
Стол-столы___________________мяч_________________________шар_______________________
Кукла_______________________глаз_________________________рука_______________________
Б)
ед.ч. сущ. В.п. без предлога («Назови, что ты
видишь»)____________________________________
В)
ед.ч. сущ. Р.п. без предлога («Назови, чего нет у
мальчика»)________________________________
Г)
согласование прил. с сущ. ед.ч. м.р. и ж.р. (с 3 лет)________________________________________
Д)
употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД,
ЗА (назвать местонахождение
предметов)__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Е)
употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Стол______________________________________________нос______________________________
Дом______________________________________________ложка_____________________________
Кукла___________________________________________кровать_____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата
____________________________________________логопед____________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________
ДИНАМИКА
|