Пособие посвящено
описанию, диагностике и коррекции одной из наиболее распространенных форм
аграмматизма у детей с экспрессивной алалией и задержкой языкового
развития. Пособие можно использовать при диагностике и преодолении афазии у детей и
взрослых, при исследовании и развитии речи у нормально развивающихся детей, при
обучении иностранцев русскому языку. В пособии содержится большой, специально подобранный
иллюстративный материал (более 60 картинок).
Пособие адресовано
широкому кругу специалистов — дефектологам, педагогам общеобразовательных учреждений,
психологам,
лингвистам (в том числе преподавателям русского языка как
иностранного), студентам-гуманитариям.
Седьмой год жизни — ответственный и трудный. Вольная,
беззаботная жизнь, полная прелестей детства, подходит к концу. Прощай, детский
садик, какими смешными скоро покажутся все возникавшие там проблемы! Впереди
новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок
должен вступить в новый коллектив, а это всегда не просто, должен стать
полноправным членом школьного класса, но при этом как важно, чтобы маленькому
человеку было комфортно, легко, интересно. Нужно будет научиться подчиняться и
проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку
зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибку и перенести поражение,
уметь радоваться успехам товарищей и переживать их не удачи — как свои
собственные. Ребёнок должен приспособиться к новому, школьному режиму, совсем
не такому, как в детском саду или дома. Его будет окружать множество взрослых
людей, множество учеников — как не затеряться в этом море, как остаться самим
собой и находить с окружающими общий язык?
Ребёнок ещё мал, а сколько новых обязанностей у него появляется с
началом школьной жизни! Уже столько сказано и написано о нагрузках и перегрузках,
которые тяжким бременем ложатся на плечи школьника, особенно — первоклассника.
И в школе нужно стараться целый день, и выполнять домашние задания, а тут ещё —
общественные поручения, а ведь так хочется и погулять, и поиграть, и телевизор
посмотреть... Как трудно всё Успевать.
Естественно, родители озабочены главным вопросом: как
будет учиться их ребёнок, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере,
без троек. И изучение иностранных языков — как сейчас без них!
Вы, конечно, беспокоитесь:
привыкнет ли ребёнок к трудовым школьным будням, как скажется на состоянии
здоровья маленького человека новый режим, как будет ребёнок выполнять новые
обязанности, справится ли с ними успешно или нет. А ведь это во многом зависит
от вас, дорогие родители.
Семья — это тыл за спиной
ребёнка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде всего в
семье ищет ребё нок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Тут перед
вами встают не простые, но выполнимые задачи, уважаемые родители. Хотите, чтобы
ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, — помогите
ему. Подготовка к школе — это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется
заранее приложить немало усилий — зато и результат порадует самых привередливых
пап и мам.
Настоящее пособие предназначено для
проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста
и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего
онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание
нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского
языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации
для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая
диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и
методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических
факультетов педагогических вузов, родителей.