Схема
логопедического обследования ребёнка 2-3-го годов жизни
1. Ф.И. ребёнка____________________Дата
обследования_______________
2. Возраст ребёнка_________________________________________________
3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза________________
4. Состояние слуха (по данным специалиста)___________________________
5. Состояние зрения (по данным специалиста)__________________________
6. Данные наблюдения и обследования.
6.1.
Череп—стигмы
дизэмбриогенеза черепа__________________________
6.2.
Лицо________________________________________________________
Наличие стигм дизэмбриогенеза
______________________________________
Непроизвольные движения мимической мускулатуры
(оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)_______________________________________
Произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5
года):
-умение поднять брови; -умение нахмурить брови; -умение улыбнуться; -умение надуть щёки.
Наличие-отсутствие асимметрии мимической
мускулатуры—наличие пареза, паралича.
Мимика:
__________________________________________________________
Тонус мимических мышц (определяется при совместном
осмотре ребёнка невропатологом и логопедом)________________________________________
Нос—строение
____________________________________________________
6.3.
Рефлексы
орального автоматизма (для детей с органическим поражением ЦНС, синдромом ДЦП)
6.4.
Артикуляционный
аппарат.
Верхняя челюсть—строение:
_____________Нижняя челюсть—строение:
________Аномалии строения
__________
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при
мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования
и игры)_____________________________________________________________
Произвольные движения (с 1 года 6 мес.—по показу и
слову взрослого):
-умение открыть рот; -умение закрыть рот; -умение закусить нижнюю губу; -умение закусить верхнюю губу.
Оцениваются:
-координированность движений; -объём движений; -удержание позы; -переход от движения к движению; -другие особенности движений.
Тонус мышц нижней челюсти
_________Соотношение между верхней и нижней челюстями:______
Губы:
Строение
______Аномалии строения _______Положение губ в покое
______________________________________
Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды
при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры)
_____________________________________________________________ Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес.—по показу и
слову взрослого)____________________
-«поцелуй»_________-«улыбка»________-«трубочка-улыбка» (с 2,5 года).____ Оцениваются:
-координированность движений; -объём движений; -удержание позы; -переход от движения к движению.
Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта
____Насильственные движения в мышцах губ
__________________
Язык:
Строение
_______Аномалии строения
__________Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка_________________
Положение языка в покое
_________Непроизвольные движения языка
_______Произвольные движения языка (с 1 года 6 мес.—по показу
и слову взрослого):
-высовывание языка;____-убирание его назад;_________-поднимание на верхнюю губу;______________________
-высовывание на нижнюю губу;______-«часики»;_________-пощёлкивание языком.__________________
Оцениваются: -координированность движений; -объём движений; -удержание позы; -переход от движения к движению.
Насильственные движения языка
______Подъязычная уздечка ________Аномалии строения
______________________
Мышечный тонус языка
____________________________________________
Твёрдое нёбо:
Строение
____Аномалии строения
________
Мягкое нёбо:
Строение
____Аномалии строения
__Наличие пареза ___Непроизвольные движения мягкого нёба________________
Произвольные движения мягкого нёба (с 2 лет): -покашливание; -наличие саливации.
6.5. Наличие оральных синкинезий
___________________________________
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания
___ Ритм дыхания
______________________________
6.7. Голосовой аппарат.
Строение ________Аномалии строения
_____________Голос (особенности)
________________________
1 год 1 мес—1
год 3 мес.
6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов,
действий и движений.
А.Понимание ребёнком названий окружающих предметов.
1. Материал—3-4 игрушки, изображающие вид транспорта,
животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления: ситуация естественная. Перед
ребёнком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого:
«Где…..?»--ребёнок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят
в другом порядке и вновь предлагают их найти.
Помощь ребёнку: если ребёнок ошибается или не ищет взглядом
называемую игрушку, взрослый показывает ему только 2 игрушки и спрашивает:
«Где..?» При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет её. Можно
показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырёх.
Поведение ребёнка: по просьбе взрослого находит сам
или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берёт в руки). Задание
считается выполненным, если ребёнок выбирает не менее 3 предметов.
Не понимает названия окружающих предметов.
2. Материал—предметы одежды, обуви.
Методика выявления: ситуация естественная при общении
с ребёнком в группе. Ребёнку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки,
шапку, ботинки, платье.
Помощь ребёнку: если ребёнок не ищет предметы или
ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит его к шапке, просит
найти её, если поиска нет, подводит ребёнка к платью, затем—к штанишкам. Можно
найти с ребёнком 2 предмета из 4. а затем раскладывают на видных местах
предметы и предлагают ребёнку найти их.
Поведение ребёнка: по слову взрослого сам или с
помощью находит не менее трёх предметов.
Не находит и не понимает названий окружающих
предметов.
Б. Понимание ребёнком действий.
Материал—сюжетная игрушка: кукла, тарелка, кроватка.
Методика выявления: ситуация естественная. Ребёнку
предлагается выполнить действия: покормить куклу, положить куклу в кроватку.
Помощь ребёнку: если ребёнок не выполняет действия или
не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребёнка
выполнить: «Положи куклу спать», «Дай попить кукле».
Поведение ребёнка: выполняет действия по просьбе
взрослого, сам или при помощи взрослого.
Не выполняет действий по просьбе взрослого.
В. Ребёнок ориентируется в группе.
Методика выявления: ситуация естественная. При
проведении режимных процессов, организации игры ребёнку предлагается выполнить
следующие действия: «Покажи, где у нас рыбки», «Найди, где часы», «Иди мыть
руки».
Поведение ребёнка: выполняет не менее трёх поручений
взрослого. Задание считается выполненным, если ребёнок решает все три задачи.
Не ориентируется в группе.
6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными
облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение
за ребёнком ведётся во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.
Помощь ребёнку: если ребёнок во время игры не
произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость:
«Посмотри, вот кукла—ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля? А, вот она!» после
показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребёнка к игрушкам.
Поведение ребёнка: разнообразно лепечет сам или после
игры со взрослым, пользуется облегчёнными словами.
Употребляет лепетные и облегчённые слова____________________________
Не лепечет, не пользуется облегчёнными словами.
1 год 7
мес.—1 год 9 мес.
6.8. Понимание речи.
А. Понимание несложного рассказа по сюжетной
картинке, ответы на вопросы взрослого.
Материал—изображение сюжетных картинок, например:
мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый
кладёт на стол картинки, предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает:
«Где…? Покажи….».
Помощь ребёнку: если ребёнок затрудняется ответить,
можно рассмотреть сюжет картинок и задать дополнительные вопросы, относящиеся к
их отдельным персонажам.
Поведение ребёнка: отвечает на вопросы взрослого сразу
либо с помощью дополнительных вопросов.
Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не
отвечает на вопросы взрослого.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций:
понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под».
Материал—коробка с крышкой, кубик.
Методика выявления: ребёнку предлагают спрятать кубик.
Поведение ребёнка: правильно выполняет поручения.
Не понимает предложно-падежных конструкций, не
выполняет поручений.
В. Понимание единственного и множественного числа
существительного (1 год 9 мес.).
Материал—картинки: стол, столы, машина, машины, мяч,
мячи, ложка, ложки, шар, шары.
Методика выявления: ребёнку предлагают показать где
стол, а где столы и т.д.
Поведение ребёнка: из пяти пар показывает правильно
3-4 пары картинок.
Не показывает, а хаотично перебирает картинки.
Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией
возвратности глагола (1 год 9 мес.).
Материал—картинки: кукла моет руки, кукла моется;
мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка
одевается.
Методика выявления: ребёнку предлагают показать где
кукла моет, а где моется и т.д.
Поведение ребёнка: из трёх пар картинок правильно
показывает 2-3 пары.
Не показывает, не понимает.
Д. Понимание суффиксальных отношений: понимание
слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).
Материал—картинки: машина большая и маленькая, собака
большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.
Методика выявления: ребёнку предъявляют картинки и
спрашивают где машина, а где машинка и т.д.
Поведение ребёнка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух:
различение речевых звуков (1 год 9 мес.).
материал—набор игрушек: ширма, 2 собаки, 2 кошки, 2
петуха, 2 коровы.
Методика выявления: ребёнку предлагают поиграть в игру
«Кто тебя позвал?»
Поведение ребёнка: по звукоподражанию находит
необходимые игрушки.
6.10. Активная речь.
А. Обозначение своих действий словами и
двухсловными предложениями.
Методика выявления: ситуация естественная. Речевые
проявления ребёнка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.
Поведение ребёнка: во время игры и в другой ситуации
сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Не сопровождает свои действия двухсловными
предложениями.
Полные слова, которые употребляет:__________________________________
Образцы двухсловных предложений:__________________________________
Характер аграмматизма в предложении:_______________________________
Б. Слоговая структура слова.
Гласные звуки (1 год 9 мес.):
________Согласные звуки:
________________
1 год 10
мес.—2 года
6.8. Понимание речи.
А. Понимание короткого рассказа взрослого без
показа о событиях, имеющихся в опыте ребёнка.
Материал—специально подготовленный рассказ о событии,
хорошо знакомом ребёнку.
Поведение ребёнка: отвечает на вопросы взрослого.
Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций:
понимание предложно-падежных конструкций с предлогами «у», «с».
Материал—шарик, скат, коробка с крышкой.
Методика выявления: ребёнка просят покатить шарик с
горки, со стола, положить шарик у коробки
Поведение ребёнка: правильно выполняет поручения.
Не понимает предложно-падежные конструкции, не
выполняет поручения.
В. Понимание единственного и множественного числа
глагола (2 года).
Материал—картинки: мальчик строит, дети строят;
девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.
Методика выявления: ребёнку предлагают показать, где
«строит», а где «строят» и т.д.
Поведение: из трёх пар картинок правильно показывает
2-3 пары.
Не показывает, не понимает.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух:
различение высоты голоса (2 года).
Материал—набор игрушек: ширма, 2 медведя (большой и
маленький), 2 собаки (большая и маленькая), 2 кошки (большая и маленькая).
Методика выявления: ребёнку предлагают поиграть в игру
«Тихо-громко».
Поведение: различает высоту голоса.
6.10. Активная речь.
А. При общении со взрослым пользуется трёхсловными
предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления: ситуация естественная (во время
игры, режимных процессов, при общении со взрослым).
Поведение: общается со взрослым посредством речи
(двух-, трёхсловными предложениями).
Не общается со взрослым двух-, трёхсловными
предложениями.
Образцы трёхсловных предложений ребёнка:___________________________
Характер аграмматизма:
____________________________________________
Б. Употребление винительного падежа (2 года)
_________________________
В. Употребление предложного падежа (2 года)
_________________________
Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности
(2 года) ________________________________________
Д. Практическое употребление именительного падежа
множественного числа существительного с окончаниями «-ы», «-и» (2 года)
_________________________________________________________
Е. Слоговая структура слова: употребление
трёхсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака,
молоко.
Ж. Звуковая сторона слова.
Гласные звуки (2 года)
_________Согласные звуки
_________________
2 года 1
мес.—2 года 6 мес.
6.8. Понимание речи.
А. Понимание обращённой речи: понимание слов,
обозначающих предметы, действия и признаки:
Игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка); Посуда (чашка, тарелка, ложка); Одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки,
рубашка); Мебель (стол, стул, шкаф, кровать); Части тела (голова, руки, ноги, шея); Части лица (глаза, рот, нос, щёки, лоб); Домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь,
корова); Транспорт (машина, автобус, поезд, самолёт); Фрукты (яблоко, апельсин, слива); Овощи (морковь, огурец, помидор); Части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза,
усы); Действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть,
строить, кататься, мыть, гладить, лечить); Прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус
(большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, жёлтый, зелёный,
сладкий, кислый); Наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро,
медленно, темно, светло).
Материал: лото, картинный материал.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций и
предлогов: понимание предлогов «за», «по», «до», «над» (2 года 6 мес.).
Материал—шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель
группы: стол, стул, горка.
Методика выявления: ребёнку предлагают выполнить
поручения.
В. Понимание единственного и множественного числа
прилагательного (2 года 6 мес.).
Материал—картинки: синий флажок, синие флажки; красный
кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.
Поведение: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
Г. Понимание настоящего и прошедшего времени
глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребёнком о том, что он делал или будет
делать.
Поведение: понимает настоящее и прошедшее время.
Не понимает времён глагола.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух:
различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес.).
материал—картинки: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши,
ежата-мышата, коса-коза.
Методика выявления: ребёнку предлагают найти
необходимую картинку.
Поведение: правильно находит картинки, различает
слова, близкие по звучанию.
6.10. Активная речь.
А. Говорит многословными предложениями (более 3
слов).
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый
непринуждённо беседует с ребёнком на любую близкую ему тему.
Поведение: в своей речи употребляет хотя бы один раз
многословное предложение.
Образцы многословных предложений:_________________________________
Характер аграмматизма в предложении:_______________________________
Не говорит многословными предложениями.
Б. Практическое употребление родительного падежа
(2 года 6 мес.)________
В. Практическое употребление дательного падежа
(2 года 6 мес.)__________
Г. Практическое употребление творительного падежа
(2 года 6 мес.)_______
Д. Практическое употребление единственного и
множественного числа существительного (2 года 6 мес.)______________________________________
Е. Практическое употребление возвратных глаголов
(2 года 6 мес.)________
Ж. Практическое единственного и множественного
числа глагола (2 года 6 мес.)
З. Появляются вопросы: где? Куда? (2 года 1
мес.—2 года 6 мес.)
Методика выявления: взрослый ведёт запись речи ребёнка
во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение
20-30мин.
Поведение: хотя бы раз задаёт вопрос «где?» или «куда?».
Не появляются вопросы в речи ребёнка.
И. Слоговая структура слова.
Употребление двухсложных слов типа «лимон, батон».
К. Звуковая сторона слова.
Гласные звуки (2 года 6 мес.):
__________Согласные звуки: ______________
2 года 7
мес.—3 года
6.8. Понимание речи.
А. Понимание предложно-падежных конструкций и
предлогов: понимание предлогов—«через», «около», «перед» (3 года).
Материал—шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель
группы: стол, стул, горка.
Методика выявления: ребёнку предлагают выполнить
поручения.
Поведение: выполняет поручения.
Не выполняет поручения, не понимает предлоги.
Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.
Материал—картинки: ежи—большой и маленький,
дома—большой и маленький, коты—большой и маленький.
Методика выявления: ребёнку предъявляют картинки и
спрашивают, где ё, а где ежище и т.д.
Поведение: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
В. Понимание префиксальных отношений: понимание
глаголов с различными приставками.
Методика выявления: ребёнка просят выполнить поручения
(открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).
Поведение: правильно выполняет поручения.
Не понимает, не выполняет.
6.9. Слуховое внимание, фонематический слух: различение
слов, близких по звучанию.
Материал—картинки: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши,
ежата-мышата, коса-коза.
Методика выявления: ребёнку предлагают найти
необходимую картинку.
6.10. Активная речь.
А. Начало употребления сложных придаточных
предложений.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый
непринуждённо беседует с ребёнком на любую близкую ему тему.
Поведение: хотя бы один раз употребляет придаточное
предложение.
Образцы сложных придаточных предложений ребёнка:__________________
Характер
аграмматизма_____________________________________________
Б. Появление вопросов: почему? Когда?
Методика выявления: взрослый ведёт запись речи ребёнка
во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение
20-30 мин.
Поведение: хотя бы раз употребляет вопрос «почему?»
или «когда?»
В. Усвоение частей речи.
Существительные______Глаголы_________Прилагательные_______Наречия________Местоимения__________________
Числительные________Предлоги,
союзы_______
Материал—шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель
группы: стол, стул, горка.
Г. Практическое употребление единственного и
множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3
года).
Материал—тот же, что и в п. В.
Д. Слоговая структура слова: употребление слов со
стечение6м согласных (3 года) типа: вилка, чашка, ложка, зайка, мишка.
Е. Звуковая сторона слова.
Гласные
звуки_________Согласные
звуки__
6.11. Мелкая моторика рук.
Строение;
Врождённые аномалии строения рук и пальцев рук; Мышечный тонус рук; Положение кисти рук; Положение пальцев рук.
Сформированность дифференцированных захватов и
противопоставлений пальцев рук:
-захват нижней третью пальцев рук; -захват верхней третью пальцев рук; -захват двумя пальцами—большим и указательным; -захват тремя пальцами.
Согласованность движений
рук____________Ведущая
рука________________________
Материал—изюм и мисочка.
Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в
мисочку.
Другие особенности мелкой моторики пальцев рук______________________
7. Заключение.
8. Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с
данным ребёнком___________________________
9. Подпись логопеда________________________________________________
|