Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 13:28

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Обследование речи детей от рождения до 3 лет [2]
Диагностический материал
Обследование речи детей дошкольного возраста [10]
Диагностический материал
Обследование речи детей младшего школьного возраста [4]
Диагностический материал
Обследование речи детей среднего и старшего школьного возраста [1]
Диагностический материал
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Диагностика » Обследование речи детей от рождения до 3 лет

Схема логопедического обследования ребёнка 2-3 годов жизни
[ Скачать с сервера (94.5 Kb) ] 26.10.2013, 21:09

Схема логопедического обследования ребёнка 2-3-го годов жизни

1.     Ф.И. ребёнка____________________Дата обследования_______________

2.     Возраст ребёнка_________________________________________________

3.     Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза________________ 

4.     Состояние слуха (по данным специалиста)___________________________ 

5.     Состояние зрения (по данным специалиста)__________________________ 

6.     Данные наблюдения и обследования.

6.1.         Череп—стигмы дизэмбриогенеза черепа__________________________

6.2.         Лицо________________________________________________________

Наличие стигм дизэмбриогенеза ______________________________________

Непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)_______________________________________ 

Произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):

-умение поднять брови; -умение нахмурить брови; -умение улыбнуться; -умение надуть щёки.

Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры—наличие пареза, паралича.

Мимика: __________________________________________________________

Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребёнка невропатологом и логопедом)________________________________________ 

Нос—строение ____________________________________________________

6.3.         Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражением ЦНС, синдромом ДЦП) 

6.4.         Артикуляционный аппарат.

Верхняя челюсть—строение: _____________Нижняя челюсть—строение: ________Аномалии строения __________

Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры)_____________________________________________________________ 

Произвольные движения (с 1 года 6 мес.—по показу и слову взрослого):

-умение открыть рот; -умение закрыть рот; -умение закусить нижнюю губу; -умение закусить верхнюю губу.

Оцениваются:

-координированность движений; -объём движений; -удержание позы; -переход от движения к движению; -другие особенности движений.

Тонус мышц нижней челюсти _________Соотношение между верхней и нижней челюстями:______

Губы:

Строение ______Аномалии строения _______Положение губ в покое ______________________________________

Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры) _____________________________________________________________

Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес.—по показу и слову взрослого)____________________

-«поцелуй»_________-«улыбка»________-«трубочка-улыбка» (с 2,5 года).____

Оцениваются:

-координированность движений; -объём движений; -удержание позы; -переход от движения к движению.

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта ____Насильственные движения в мышцах губ __________________

Язык:

Строение _______Аномалии строения __________Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка_________________ 

Положение языка в покое _________Непроизвольные движения языка _______Произвольные движения языка (с 1 года 6 мес.—по показу и слову взрослого):

-высовывание языка;____-убирание его назад;_________-поднимание на верхнюю губу;______________________

-высовывание на нижнюю губу;______-«часики»;_________-пощёлкивание языком.__________________

Оцениваются:  -координированность движений; -объём движений; -удержание позы; -переход от движения к движению.

Насильственные движения языка ______Подъязычная уздечка ________Аномалии строения ______________________

Мышечный тонус языка ____________________________________________

Твёрдое нёбо:

Строение ____Аномалии строения ________

Мягкое нёбо:

Строение ____Аномалии строения __Наличие пареза ___Непроизвольные движения мягкого нёба________________ 

Произвольные движения мягкого нёба (с 2 лет): -покашливание; -наличие саливации.

6.5. Наличие оральных синкинезий ___________________________________

6.6. Дыхательный аппарат.

Тип дыхания ___  Ритм дыхания ______________________________

6.7. Голосовой аппарат.

Строение ________Аномалии строения _____________Голос (особенности) ________________________

 1 год 1 мес—1 год 3 мес.

6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

А.Понимание ребёнком названий окружающих предметов.

1. Материал—3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребёнком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где…..?»--ребёнок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребёнку: если ребёнок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только 2 игрушки и спрашивает: «Где..?» При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет её. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырёх.

Поведение ребёнка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берёт в руки). Задание считается выполненным, если ребёнок выбирает не менее 3 предметов.

Не понимает названия окружающих предметов.

2.     Материал—предметы одежды, обуви.

Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребёнком в группе. Ребёнку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Помощь ребёнку: если ребёнок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит его к шапке, просит найти её, если поиска нет, подводит ребёнка к платью, затем—к штанишкам. Можно найти с ребёнком 2 предмета из 4. а затем раскладывают на видных местах предметы и предлагают ребёнку найти их.

Поведение ребёнка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трёх предметов.

Не находит и не понимает названий окружающих предметов.

Б. Понимание ребёнком действий.

Материал—сюжетная игрушка: кукла, тарелка, кроватка.

Методика выявления: ситуация естественная. Ребёнку предлагается выполнить действия: покормить куклу, положить куклу в кроватку.

Помощь ребёнку: если ребёнок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребёнка выполнить: «Положи куклу спать», «Дай попить кукле».

Поведение ребёнка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или при помощи взрослого.

Не выполняет действий по просьбе взрослого.

В. Ребёнок ориентируется в группе.

Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребёнку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбки», «Найди, где часы», «Иди мыть руки».

Поведение ребёнка: выполняет не менее трёх поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребёнок решает все три задачи.

Не ориентируется в группе.

6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребёнком ведётся во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.

Помощь ребёнку: если ребёнок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: «Посмотри, вот кукла—ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля? А, вот она!» после показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребёнка к игрушкам.

Поведение ребёнка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегчёнными словами.

Употребляет лепетные и облегчённые слова____________________________ 

Не лепечет, не пользуется облегчёнными словами.

  1 год 7 мес.—1 год 9 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке, ответы на вопросы взрослого.

Материал—изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладёт на стол картинки, предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает: «Где…? Покажи….».

Помощь ребёнку: если ребёнок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картинок и задать дополнительные вопросы, относящиеся к их отдельным персонажам.

Поведение ребёнка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.

Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под».

Материал—коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребёнку предлагают спрятать кубик.

Поведение ребёнка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.

В. Понимание единственного и множественного числа существительного (1 год 9 мес.).

Материал—картинки: стол, столы, машина, машины, мяч, мячи, ложка, ложки, шар, шары.

Методика выявления: ребёнку предлагают показать где стол, а где столы и т.д.

Поведение ребёнка: из пяти пар показывает правильно 3-4 пары картинок.

Не показывает, а хаотично перебирает картинки.

Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9 мес.).

Материал—картинки: кукла моет руки, кукла моется; мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка одевается.

Методика выявления: ребёнку предлагают показать где кукла моет, а где моется и т.д.

Поведение ребёнка: из трёх пар картинок правильно показывает 2-3 пары.

Не показывает, не понимает.

Д. Понимание суффиксальных отношений: понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).

Материал—картинки: машина большая и маленькая, собака большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.

Методика выявления: ребёнку предъявляют картинки и спрашивают где машина, а где машинка и т.д.

Поведение ребёнка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9 мес.).

материал—набор игрушек: ширма, 2 собаки, 2 кошки, 2 петуха, 2 коровы.

Методика выявления: ребёнку предлагают поиграть в игру «Кто тебя позвал?»

Поведение ребёнка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.

6.10. Активная речь.

А. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления: ситуация естественная. Речевые проявления ребёнка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.

Поведение ребёнка: во время игры и в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Не сопровождает свои действия двухсловными предложениями.

Полные слова, которые употребляет:__________________________________ 

Образцы двухсловных предложений:__________________________________ 

Характер аграмматизма в предложении:_______________________________ 

Б. Слоговая структура слова.

Гласные звуки (1 год 9 мес.): ________Согласные звуки: ________________

 1 год 10 мес.—2 года

6.8. Понимание речи.

А. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, имеющихся в опыте ребёнка.

Материал—специально подготовленный рассказ о событии, хорошо знакомом ребёнку.

Поведение ребёнка: отвечает на вопросы взрослого.

Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно-падежных конструкций с предлогами «у», «с».

Материал—шарик, скат, коробка с крышкой.

Методика выявления: ребёнка просят покатить шарик с горки, со стола, положить шарик у коробки

Поведение ребёнка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежные конструкции, не выполняет поручения.

В. Понимание единственного и множественного числа глагола (2 года).

Материал—картинки: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.

Методика выявления: ребёнку предлагают показать, где «строит», а где «строят» и т.д.

Поведение: из трёх пар картинок правильно показывает 2-3 пары.

Не показывает, не понимает.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение высоты голоса (2 года).

Материал—набор игрушек: ширма, 2 медведя (большой и маленький), 2 собаки (большая и маленькая), 2 кошки (большая и маленькая).

Методика выявления: ребёнку предлагают поиграть в игру «Тихо-громко».

Поведение: различает высоту голоса.

6.10. Активная речь.

А. При общении со взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления: ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).

Поведение: общается со взрослым посредством речи (двух-, трёхсловными предложениями).

Не общается со взрослым двух-, трёхсловными предложениями.

Образцы трёхсловных предложений ребёнка:___________________________ 

Характер аграмматизма: ____________________________________________

Б. Употребление винительного падежа (2 года) _________________________

В. Употребление предложного падежа (2 года) _________________________

Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности (2 года) ________________________________________

Д. Практическое употребление именительного падежа множественного числа существительного с окончаниями «-ы», «-и» (2 года) _________________________________________________________

Е. Слоговая структура слова: употребление трёхсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака, молоко.

Ж. Звуковая сторона слова.

Гласные звуки (2 года) _________Согласные звуки _________________

2 года 1 мес.—2 года 6 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание обращённой речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:

Игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка); Посуда (чашка, тарелка, ложка); Одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка); Мебель (стол, стул, шкаф, кровать); Части тела (голова, руки, ноги, шея); Части лица (глаза, рот, нос, щёки, лоб); Домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова); Транспорт (машина, автобус, поезд, самолёт); Фрукты (яблоко, апельсин, слива); Овощи (морковь, огурец, помидор); Части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы); Действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить); Прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, жёлтый, зелёный, сладкий, кислый); Наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло).

Материал: лото, картинный материал.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов «за», «по», «до», «над» (2 года 6 мес.).

Материал—шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Методика выявления: ребёнку предлагают выполнить поручения.

В. Понимание единственного и множественного числа прилагательного (2 года 6 мес.).

Материал—картинки: синий флажок, синие флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.

Поведение: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

Г. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребёнком о том, что он делал или будет делать.

Поведение: понимает настоящее и прошедшее время.

Не понимает времён глагола.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес.).

материал—картинки: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребёнку предлагают найти необходимую картинку.

Поведение: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию.

6.10. Активная речь.

А. Говорит многословными предложениями (более 3 слов).

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринуждённо беседует с ребёнком на любую близкую ему тему.

Поведение: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение.

Образцы многословных предложений:_________________________________ 

Характер аграмматизма в предложении:_______________________________ 

Не говорит многословными предложениями.

Б. Практическое употребление родительного падежа (2 года 6 мес.)________ 

В. Практическое употребление дательного падежа (2 года 6 мес.)__________ 

Г. Практическое употребление творительного падежа (2 года 6 мес.)_______ 

Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)______________________________________ 

Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)________ 

Ж. Практическое единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.) 

З. Появляются вопросы: где? Куда? (2 года 1 мес.—2 года 6 мес.)

Методика выявления: взрослый ведёт запись речи ребёнка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30мин.

Поведение: хотя бы раз задаёт вопрос «где?» или «куда?».

Не появляются вопросы в речи ребёнка.

И. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов типа «лимон, батон».

К. Звуковая сторона слова.

Гласные звуки (2 года 6 мес.): __________Согласные звуки: ______________

 2 года 7 мес.—3 года

6.8. Понимание речи.

А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов—«через», «около», «перед» (3 года).

Материал—шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Методика выявления: ребёнку предлагают выполнить поручения.

Поведение: выполняет поручения.

Не выполняет поручения, не понимает предлоги.

Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.

Материал—картинки: ежи—большой и маленький, дома—большой и маленький, коты—большой и маленький.

Методика выявления: ребёнку предъявляют картинки и спрашивают, где ё, а где ежище и т.д.

Поведение: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

В. Понимание префиксальных отношений: понимание глаголов с различными приставками.

Методика выявления: ребёнка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).

Поведение: правильно выполняет поручения.

Не понимает, не выполняет.

6.9. Слуховое внимание, фонематический слух: различение слов, близких по звучанию.

Материал—картинки: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребёнку предлагают найти необходимую картинку.

6.10. Активная речь.

А. Начало употребления сложных придаточных предложений.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринуждённо беседует с ребёнком на любую близкую ему тему.

Поведение: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.

Образцы сложных придаточных предложений ребёнка:__________________ 

Характер аграмматизма_____________________________________________

Б. Появление вопросов: почему? Когда?

Методика выявления: взрослый ведёт запись речи ребёнка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение: хотя бы раз употребляет вопрос «почему?» или «когда?»

В. Усвоение частей речи.

Существительные______Глаголы_________Прилагательные_______Наречия________Местоимения__________________

Числительные________Предлоги, союзы_______

Материал—шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3 года).

Материал—тот же, что и в п. В.

Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечение6м согласных (3 года) типа: вилка, чашка, ложка, зайка, мишка.

Е. Звуковая сторона слова.

Гласные звуки_________Согласные звуки__

6.11. Мелкая моторика рук.

Строение;

Врождённые аномалии строения рук и пальцев рук; Мышечный тонус рук; Положение кисти рук; Положение пальцев рук.

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

-захват нижней третью пальцев рук; -захват верхней третью пальцев рук; -захват двумя пальцами—большим и указательным; -захват тремя пальцами.

Согласованность движений рук____________Ведущая рука________________________

Материал—изюм и мисочка.

Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.

Другие особенности мелкой моторики пальцев рук______________________ 

7.     Заключение.

8.     Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребёнком___________________________

9.     Подпись логопеда________________________________________________

 

 

 

Категория: Обследование речи детей от рождения до 3 лет | Добавил: lumuza
Просмотров: 13457 | Загрузок: 706 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz