Дефектологов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.
У ребенка, например, может несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживается детское произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.п. Речь в целом при этом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Очень важно устранить недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, который исправить в младшем школьном возрасте сложнее, и эта работа требует длительного времени. Дети, у которых в школьном возрасте остаются дефекты звукопроизношения, отгораживаются стеной молчания от взрослых и сверстников. У них чаще возникают неврозы.
Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил не помогает, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.
Более того, речевые нарушения, встречающиеся у детей шестилетнего возраста, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.
Частичные расстройства процессов письма называют дисграфией, основными признаками которой являются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Это пропуски, перестановки, недописывания букв слов, наращивания слов лишними буквами и слогами, искажения слов, смешное написание слов и их произвольное деление, неумение определить границы предложения, нарушения смягчения согласных, ошибки в согласовании и управлении слов.
Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонематического слуха (слуха на звуки русского языка), фонематического восприятия (умения следить за звуками речи в речевом потоке).
Недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия ведет к нарушению функций фонематического анализа. Наблюдаются трудности в различении: 1) звонких и глухих согласных; 2) твердых и мягких согласных; 3) свистяще-шипящих согласных; 4) свистящих между собой; 5) шипящих между собой; 6) сонорных.
Такое нарушение отражается и на словаре. Формирование словарного запаса замедленно и неполно. Часто смешиваются по значению слова, имеющие сходный звуковой состав. В связи с этим с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Возникают трудности в формировании грамматического строя.
- дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам обычно добавляются отклонения в поведении ребенка, повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков затягивается в большинстве случаев до поздней ночи. В итоге - негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье и прочее. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.
Существует много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию.
Анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин возникновения нарушений письма и чтения. Нарушения могут быть обусловлены:
- задержкой в формировании определенных систем, важных для освоения письменной речи;
- вследствие вредных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка;
- наследственная предрасположенность, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;
- органические речевые расстройства;
- трудности становления латерализации (межполушарных связей);
- нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне КГМ (коры головного мозга);
- несформированность произвольной моторики;
- недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма;
- снижение слуха, зрения;
- неправильное речевое воспитание в семье;
- аффективные расстройства и т. д.
У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание.
Для общего недоразвития речи характерными признаками являются: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. Это, в свою очередь, осложняет процесс подготовки дошкольников с общим недоразвитием к школе.
Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружение. У многих из них выявляются различные дви-гательные нарушения: нарушение равновесия, координация движений, недефференцирован-ность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспо-койства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.
Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания. Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.
Современный подход к вопросу подготовки к школе детей позволяет понять, из каких же аспектов будет складываться их грамотность. Сотрудники Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Соболева А.Е. и Емельянова Е.Н. отмечают три таких аспекта. Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письменной речи. Второй аспект – социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми и его игровое развитие в дошкольном возрасте. Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к обучению вообще. По данным директора Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Соболевой А.Е., у большинства детей с трудностями в овладении письменной речью при обследовании с помощью нейропсихологических методов было выявлено снижение активности мозговой коры, сочетающееся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентации, зрительного восприятия, логического мышления. Такие нарушения в различной степени свойственны старшим дошкольникам с различными нарушениями речи.
|