Работа с неговорящими детьми начинается с родителей. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 3 года не говорит. Другие родители, напротив, ищут выход из ситуации, но не могут признать, что у всех детей разные стартовые возможности. В результате бесед с родителями были составлены рекомендации для взрослых, чьи дети долго не могут заговорить.
Рекомендации родителям.
1. Больше говорите с ребёнком, озвучивая все действия, произносите слова чётко, терпеливо, доброжелательно, не бойтесь повторяться.
2. Развивайте понимание речи, опирайтесь на то, что ребёнку доступно, неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты (би-би, бах, ля-ля).
4. Пойте ребёнку перед сном.
5. Вызывайте желание подражать взрослому во время совместных игр.
6. Почаще рассказывайте, читайте сказки, стихи, побуждайте досказывать слова.
7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео и аудиоинформацией.
8. Не говорите при ребёнке об его отставании.
9. Не дожидайтесь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру, соотносить цвета, форму, количество и т.д.
10. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек.
11. Развивайте общую моторику.
Работа с любым ребёнком начинается с установления контакта. На первых порах от таких детей не следует требовать речевой активности. Здесь уместны игры типа «Делай, как я».
Следующий этап—привлечение к занятиям. Работа велась по нескольким направлениям:
· Развитие понимания речи, простейших инструкций;
· Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка (ищем игрушку, самого ребёнка, часть тела и т.д.);
· Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса («Кто там?», «Что это?», «Что я делаю?» и т.д.);
· Развитие тонкой моторики пальцев рук;
· Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
· Развитие фонематического слуха («Чья песенка?»);
· Развитие словаря по лексическим темам (по С.А. Васильевой);
· Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи (на доступном материале);
· Развитие координации речи и движения;
· Развитие слоговой структуры (на простейшем уровне);
· Развитие сенсорной базы (цвет, размер, форма, количество);
Вся работа проводилась в комплексе с психологическими занятиями. Лексические темы отрабатывались как на логопедических занятиях, так и на занятиях с психологом. Когда уровень мотивации к речевому общению стал достаточным, началась работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Ещё на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза. Сначала эта фраза состояла из двух слов: Кто? Что делает? Затем постепенно вводились предлоги «на», «под»: Кто? Что делает? Где?
Приобретению речевой уверенности, желанию говорить способствуют открытые занятия, на которых присутствуют родители. Даже пара слов, произнесённая ребёнком, положительно оцененная педагогом, помогает сформировать мотивацию к речевым занятиям.
|