Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 07:44

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Диагностические методики

Методика исследования речевой функции, адаптированная к условиям школы-интерната.

1 серия  направлена на исследование сенсомоторной функции речи. Для проверки состояния фонематического слуха детям предъявлялись цепочки слогов с фонетически сходными звуками (15 проб). Далее исследовалось звукопроизношение при отражённом проговаривании специально подобранных слов. Произношение звуков в спонтанной речи оценивалось на основе всего последующего обследования. Состояние артикуляционной моторики исследовалось с помощью 10 движений и цепочек движений, которые выполнялись по показу экспериментатора. Наиболее стойким и плохо поддающимся коррекции признаком ОНР, по мнению ряда авторов, считается нарушение слоговой структуры слова, т.е. количества, последовательности слогов в слове, ударности и строения отдельных слогов. Для выявления соответствующих нарушений детям предъявлялось 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий 1 серии соответствовало 50 (см. приложение №4).

2 серия включает задания, выявляющие сформированность навыков языкового анализа и синтеза, который по мнению Р.Е. Левиной, является узловым образованием, связывающим устную и письменную речь. Задания этой серии помогают определить, в какой степени ребёнок владеет понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» и навыками их выделения из речи. Серия состоит из 10 проб с суммарной оценкой 10 баллов (см. приложение №5).

3 серия даёт возможность выявить уровень сформированности грамматического строя речи. Для этого использовались задания на составление предложений из слов в начальной форме, что предусматривает умение устанавливать грамматические и смысловые связи; определение правильности уже составленных предложений, позволяющее судить о развитости чувства языка; дополнение в предложение пропущенных предлогов; повторение фраз разной сложности, позволяющее выявить уровень языковой компетентности, в соответствие с представлениями о том, что дети как с нормальным, так и с отклоняющимся развитием способны чётко повторить и понять только фразы того синтаксического уровня, которым они уже овладели в спонтанной речи; образование форм существительных именительного и родительного падежей во множественном числе. Данная серия состоит из 5 групп заданий по 10 проб в каждой. Суммарный балл при максимальной успешности равен 50 (см. приложение №6).

4 серия  позволяет исследовать навыки словообразования. В ней использованы задания на образование названий детёнышей животных, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Имя прилагательное—одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, обобщения. Умение пользоваться этой частью речи влечёт за собой более быстрое формирование мыслительных операций и способствует развитию понятийного мышления. Серия включает 50 проб с максимальной оценкой 50 баллов (см. приложение №7).

5 серия направлена на выявление понимания сложных лексико-грамматических конструкций. «Понимание логико-грамматических структур представляет собой сложную аналитико-синтетическую работу, включающую операции по сопоставлению слов во фразе, выделению значений слов и их сочетаний внутри фразы, торможение несущественного впечатления и выделение системы отношений, скрытой за определёнными грамматическими конструкциями,»—отмечает Л.С. Цветкова. Всё это возможно лишь при условии включения в процесс кратковременной и долговременной памяти. К нарушению понимания логико-грамматических отношений приводят дефекты симультанного, одновременного схватывания информации, нарушения пространственного восприятия. По данным Л.С. Цветковой, А.Р. Лурия, Б.М. Гришпуна и С.Н. Шаховской, импрессивный аграмматизм часто сочетается с астереогнозом, пространственной и конструктивной апраксией, акалькулией. В серию включены задания на понимание конструкций с предлогами, отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции, флективные инвертируемые словосочетания, обороты с предлогами «перед», «после» и т.д. всего таких заданий 10, суммарный балл 10 (см. приложение №8).

6 серия позволяет исследовать уровень сформированности связной речи при помощи задания на составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказа. Такие характеристики связной речи как логичность, отражение сюжета, полнота описания объектов и связи между ними позволяют также судить об уровне сформированности мыслительной деятельности у обследуемых детей. Максимальный балл за задания этой серии соответствует 30 (см. приложение №9).  

7 серия  направлена на проверку письменной речи. Предварительное представление об уровне сформированности письма и о характере ошибок можно получить, просматривая школьные тетради ученика. Но для того, чтобы выяснить структуру дефекта, необходимо провести специальное исследование. В его ходе решаются следующие задачи:

1.выявление уровня владения звуковым (в добукварный или букварный периоды) или звуко-буквенным анализом;

2.определение уровня сформированности навыков письма;

3.выявление основных видов ошибок, которые допускает испытуемый в различных видах письма;

4.выяснение причин появления специфических ошибок;

5.выявление причин неуспеваемости ребёнка по русскому языку;

6.изучение состояния связной письменной речи, в том числе и уровня владения спецификой литературного языка.

  Таким образом, в ходе обследования выявляется уровень готовности ребёнка к обучению письму и чтению и степень овладения им различными видами письма и чтения. В этой связи выделяются два параметра:

                    а) техническая сторона—состояние моторного навыка письма;          

                       темп письма и чтения; правильность чтения материала 

                       различной сложности, а также умение фиксировать устную

                       речь на письме;

                    б) качественная сторона—понимание читаемого; возможность 

                        воплотить свой замысел в письменной речи, грамматически

                        и лексически оформить своё устное высказывание в

                        письменное в соответствии с законами литературного языка.

Данная серия включает в себя запись под диктовку предложений; написание небольшого диктанта с целью выявления дисграфических и не дисграфических ошибок; списывание с печатного текста с целью выявления уровня сформированности зрительных функций; написание небольшого изложения. Оценка в данной серии дифференцированная: за правильность выполнения проб на написание предложений начисляется от 45 до 0 баллов в зависимости от успешности выполнения; диктант, списывание и изложение оцениваются по 10-балльной шкале. Максимальное количество баллов в этой серии—75 (см. приложение №10).

8 серия направлена на проверку навыков чтения. Она включает в себя проверку техники чтения слов различной структуры; обследование понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста; пересказ связного текста. Выполнение оценивается по трём критериям—скорости, правильности и понимания смысла прочитанного. Максимальное количество баллов—40 (см. приложение №11).

9 серия включает в себя исследование состояния ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса: определение ведущей руки, ноги, глаза; выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо и т.д.»; предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека; обследование оптико-кинестетической организации движений (пробы на праксис позы). Максимальное количество баллов в данной серии—15 (см. приложение №12).

10 серия предусматривает исследование зрительно-пространственных функций и включает в себя обследование состояния биологического зрения ребёнка (по данным окулиста); обследование умения ориентироваться в пространстве; исследование состояния речезрительных функций: знание букв (печатных, рукописных), узнавание букв в усложнённых условиях («зашумлённых», написанных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных; узнавание букв, наложенных друг на друга по типу фигур Попельрейтера; узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду; способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих элементов. Максимальное количество баллов в данной серии равно 45 (см. приложение №13).                  

   Для составления более полной картины нарушения письма необходимо изучить анамнестические данные ребёнка по следующим параметрам:

1.                                                            данные о наличии у родственников и родителей нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дисграфии и дислексии;

2.                                                            протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических (особенно облучения) факторов, инфекционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, почек, токсикоза в первую или вторую половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша;

3.                                                            протекание родов у матери (в срок, досрочные: в 8, 7 месяцев, нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.), использование стимуляции во время родов, её характер, длительность родов;

4.                                                            состояние ребёнка в момент рождения. Наличие травм во время родов (переломы, кровоизлияния, опухоли, асфиксии—синяя, белая), когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут), наличие врождённых пороков, вес и рост ребёнка при рождении, когда принесли кормить, как сосал;

5.                                                            данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребёнка (выписать из медицинской карты ребёнка);

6.                                                            данные о развитии речи ребёнка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребёнка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов, какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет, проводилась ли коррекция звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, её результат, характерные особенности понимания речи окружающих.

    Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 375. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения матричных и вербальных заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из четырёх уровней успешности:

                   4 уровень—80-100%

                   3 уровень—79,9-65%

                   2 уровень—64,9-50%

                   1 уровень—49,9% и ниже.

Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. В логопедической практике основное внимание уделяется трудностям экспрессивной речи, формированию операций комбинирования языковых единиц. Это оправдано, так как именно эти нарушения у большинства младших школьников с речевым недоразвитием и педагогической запущенностью являются ведущими. Однако семантические трудности, дефектность выбора языковых единиц, проявляющиеся в плохом понимании близких по значению слов, сложных логико-грамматических отношений, в недостатках звукоразличения, в несформированности речевых кинестезий, в неточном словоупотреблении, также входят в структуру речевого дефекта как при общем недоразвитии речи, так и при педагогической запущенности, и, следовательно, требуют коррекционных усилий.

Категория: Диагностические методики | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 2455 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz