Статья была опубликована в журнале "Логопед" №4/23.
В последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с ОВЗ, которым оказывается логопедическая помощь в условиях нашего Центра. За последние 5 лет доля таких детей увеличилась до 50% от всего количества обучающихся в нашем учреждении. Группа детей с ОВЗ неоднородна и включает в себя различные нарушения: задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность различной степени тяжести, расстройство аутистического спектра, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, педагогической запущенностью, с множественными тяжёлыми нарушениями развития, с эпилепсией, с психическими нарушениями, с нарушениями слуха и зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи и т.д.
Учебная мотивация у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе,однако формирование протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием.
Программа стала победителем (диплом 3 степени) регионального этапа Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы". Конкурс проводился на базе института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области с августа по сентябрь 2018 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания программы здоровьесбережения состоит в том, что по данным анализа медицинских карт учащихся в 2017 году количество детей с различными хроническими заболеваниями составляет примерно 80%, и для такой категории воспитанников необходим щадящий режим обучения. Разработка здоровьесберегающих технологий позволяет также остальным детям сохранить хорошее самочувствие и не утратить своё здоровье за время обучения в школе. Применение здоровьесберегающих технологий необходимо для того, чтобы ребёнок получил полноценную коррекционную помощь на логопедических занятиях.
При разработке здоровьесберегающей образовательной технологии были использованы данные мониторинга состояния здоровья детей, учитывались возрастные особенности и особенности формирования личности детей с ОВЗ, в образовательный процесс включены разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, а также приёмы, создающие благоприятный эмоциональный климат на логопедических занятиях.
Программа реализуется на базе МКУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» МО Киреевский район с 2017-2018 учебного года.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», №124-ФЗ от 24.07.1998г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» №176 / 2017 от 31.05.2002г.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.
Участники: учащиеся, логопеды, психологи, социальные работники, участники ПМПк.
Семинар проходил 29.01.16 г. в ГОУ ТО "Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Для создания и разработки эффективной технологии обучения в логопедии необходимо из многообразия авторских методик вычленить общие принципиальные процессы. Создаваемая технология при этом должна максимально полно описывать деятельность логопеда, адекватно отражая все современные научные и практические достижения в логопедии.
Разработкой и внедрением логопедических технологий в коррекционно-развивающую деятельность занимались многие учёные и педагоги-практики: В.В. Шмидт, Н.Д. Душка, Г.Г. Мисаренко, А.М. Горчакова, Г.А. Ванюхина, В.М Акименко, М.Б. Елисеева, Е.А. Вершинина, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова, А.Л. Сиротюк, Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина, Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова и др.
Методика—это отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приёмы и средства учебно-воспитательной работы с детьми.
Логопедическая технология—система приёмов и способов обучения детей с недоразвитием речи; разрабатывается к разным видам недоразвития речи с учётом особенностей развития различных категорий детей-логопатов. Логопедическая технология раскрывается через содержание конкретных коррекционных приёмов и развивающих упражнений.
Следовательно, логопедическая технология конкретно отвечает на вопрос как взаимодействовать с ребёнком, имеющим недоразвитие речи, как корригировать имеющиеся недостатки с помощью чёткого алгоритма действий и последовательных операций при помощи конкретного логопедического инструментария.
Проект занял 1 место в I конкурсе Международной Педагогической Олимпиады "Проектная и исследовательская деятельность (начальная школа)".
Выполнили: учащиеся начальных классов, 8-11 лет, ГОУ ТО «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г. Киреевск
Руководитель: Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед ГОУ ТО «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г. Киреевск
Доклад был представлен на районном МО учителей-логопедов в марте 2015 года.
Что такое нейролингвистическое программирование?
Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейролингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель ВОСПРИЯТИЯ, ОПЫТА, СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ.
В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление-тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”.
НЛП- новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. НЛП возникло в 1974 году (выход в свет первых книг по НЛП, написанных Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, “Структура магии” и “Из лягушек в принцы”) как эффективная модель коммуникации. В современном мире НЛП успешно используется в контекстах менеджмента, психотерапии и образования. Это психологическое направление соединяет в себе знания нескольких когнитивных наук: кибернетики, психологии, лингвистики и нейробиологии. Новым этапом в развитии НЛП следует считать период с 1984 года, когда была опубликована книга тех же авторов “Черепахи до самого низа или Предпосылки личностной гениальности”. НЛП родилось в содружестве представителей разных наук и психологов-практиков Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Камерон (Бэндлер), Мэри Бэс Мэгус, Дэвида Гордона, Роберта Дилтса и Джудит Делозье.
В статье раскрыты вопросы развития межполушарного взаимодействия как основы интеллекта человека, описаны основные типы функциональной организации мозга, а также представлены конкретные кинезиологические упражнения, которые применяются на различных этапах логопедического занятия.
Материал был опубликован на страницах СМИ "Педагогический мир" 10 апреля 2014г.
В последние годы отмечается рост числа детей с нарушениями речи, педагогической запущенностью, наблюдается большое количество воспитанников интерната с ММД. Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей в условиях школы-интерната. Логопедические занятия проходят во вторую половину дня, в основном пятым-шестым уроком. В это время суток у школьников наблюдается пониженная работоспособность, признаки утомления. В совокупности с отсутствием учебной мотивации может наблюдаться негативизм к занятиям во внеурочное время. Поэтому созрела необходимость сделать коррекционные занятия интересными и занимательными, в основном проходящими в игровой форме и в форме непринуждённого общения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо широко использовать в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе информационно-коммуникативные технологии как одно из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Следовательно, мой опыт в этой области весьма перспективен и поможет молодым специалистам-логопедам и учителям в оптимизации коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи, с помощью ИКТ.
По данным логопедической диагностики в рамках школы-интерната за последние 5 лет увеличилось количество детей-сирот, поступающих в наше учреждение, с системным речевым недоразвитием (2008 г.—60%, 2013—90%). Нередко ОНР сочетается с ММД, СДВГ, педагогической запущенностью, ЗПР и т.д. Сложная структура нарушений у таких детей определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные функции. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. А поскольку у воспитанников школы-интерната хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условиядля сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1.использование новых моделей компьютера;
2.работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3.проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Самопрезентация в финале регионального конкурса. В статье освещены приоритетные направления логопедической деятельности в школе-интернате для детей-сирот.