Правила организации сенсомоторной игры с ребёнком с РАС:
1. Игра должна быть совместной.
Это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним.
2. В игре нет игрушек!
Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты,
например, одеяло, кресло-мешок.
3. В игре есть кульминация (кульминация включает в себя любимое ребёнком ощущение - сенсорная модальность).
Кульминация – это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра
заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку.
4. Игра короткая 5-15 сек.
Это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения
эффекта) повторяться.
5. Опора на действия, а не слова.
Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2
повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить.
6. Вознаграждение находится внутри игры (кульминация).
Т.е. в качестве вознаграждения выступает кульминация. Внешнее вознаграждение, например, еда или доступ к
значимому предмету, не используется.
7. Игра простая.
Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к
действиям взрослого.
8. Ситуация повтора.
После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может
своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз. Рекомендуется для организации ситуации повтора
вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным
намерение взрослого играть в ту же игру еще раз.
9. Стабильность.
Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное
расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному.
10. Аффект.
Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения.
|