Материал был представлен на методическом объединении учителей-логопедов Киреевского района Тульской области 23.05.2014 г.
Проблема логопедической диагностики безречевых детей является актуальным вопросом различных отраслей науки дефектологического профиля. Дифференциальная диагностика интеллектуальной недостаточности и алалии очень важна для правильного построения коррекционной работы и своевременной помощи безречевым детям.
Сложность однозначного принятия решения о нарушенном интеллектуальном развитии в возрасте до 3 лет обусловлена рядом причин. Во-первых, в раннем возрасте развитость ребенка в большей мере, чем в других возрастах, зависит от социального окружения. Так, ребенок, посещающий ясли, будет в большинстве случаев опережать по коммуникативным качествам и общей осведомленности сверстников с семейным воспитанием при прочих равных условиях. Во-вторых, вопрос об интеллектуальной недостаточности до 3 лет возникает, как правило, у детей, ограниченно понимающих обращенную речь и не владеющих экспрессивной речью (так называемые «безречевые» дети) Однако, несмотря на то, что малыши имеют одинаковую речевую и интеллектуальную продуктивность, эту группу составляют дети, у которых речевое развитие вторично нарушено в силу интеллектуальной недостаточности, а также дети с первичным расстройством речевой системы (задержка речевого развития, моторная алалия). В-третьих, отсутствие лаконичных, надежных, предполагающих количественную обработку и статический учет диагностических процедур выявления интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте крайне осложняет и делает трудоемким решение этого вопроса.