Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 12:04

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Логопедические технологии

Формирование учебной мотивации на логопедических занятиях у младших школьников с ОВЗ

У обучающихся с ЗПР гораздо дольше сохраняется ведущей игровая мотивация, в связи с этим с трудом формируются учебные интересы и понятия должного, нужного. У ребёнка как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста – в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются задания, которые связаны непосредственно с игрой. Зачастую у этих детей значимым мотивом становится мотив избегания неудачи. Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

    Мотивационная сфера у школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или деятельности (будь то игровая, учебная, трудовая), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.

        Для гиперактивных детей характерна цикличность: они продуктивно работают 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не слушает учителя.

    У детей с  СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у сверстников, поэтому они, имея нормальный и  даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю. Поэтому особое внимание следует уделить обучению навыкам самоорганизации — научить записывать задания, следовать плану, правилам. Если ребёнок нарушает правила, то указать на это нужно оперативно и без лишних слов.

    Использование нетрадиционных форм работы способствует повышению учебной мотивации. Это может быть возможность выбора домашнего задания, объяснение учебного материала учащимся из младших классов, роль «учителя» при объяснении одноклассникам того или иного задания. Привыкшие к постоянным замечаниям дети с СДВГ, почувствовав свою значимость, с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом выполняют даже не очень интересные для них задания. Для гиперактивного ребенка хорошо подбирать индивидуальные задания, они могут быть несколько меньше по объему. Предлагать их поочередно или на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, за соблюдения правил.

    Учебная мотивация у детей с РАС в начальной школе снижена.  Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают сложных игр с правилами, запретами. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с РАС прибегают в качестве защиты к отказу от заданий и от посещения занятий.

    Логопедические занятия проходят во вторую половину дня. В это время суток у школьников наблюдается пониженная работоспособность, признаки утомления. В совокупности с отсутствием учебной мотивации может наблюдаться негативизм к занятиям во внеурочное время. Следовательно, возникла необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения детей с ОВЗ в условиях Центра, которые позволили бы сформировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

    В первую очередь назрела необходимость в создании программы здоровьесбережения, т.к.  для такой категории воспитанников необходим щадящий режим обучения. Внедрение в логопедическую работу здоровьесберегающих технологий позволяет также остальным детям сохранить хорошее самочувствие и не утратить своё здоровье за время обучения в школе. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет более быстро сформировать учебную мотивацию у детей с ОВЗ.

    При разработке «Программы здоровьесбережения на логопедических занятиях» были использованы данные мониторинга состояния здоровья детей, учитывались возрастные особенности и особенности формирования личности детей с ОВЗ, в образовательный процесс включены разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, а также приёмы, способствующие формированию учебной мотивации.

 

Используемые образовательные технологии в логопедической работе, способствующие здоровьесбережению и формированию учебной мотивации у детей с ОВЗ

Таблица №1

Название технологии

Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения

1

Игровые технологии

Способствуют:

  1. Снижению утомляемости во время занятий;
  2. Поддержанию интереса к работе на занятии;
  3. Побуждают к активной деятельности;
  4. Формируют умение работать по правилам;
  5. Учат бесконфликтному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  6. Формируют адекватную самооценку.

 

2

Кинезиология

  1. Развитие межполушарной специализации;
  2. Развитие межполушарного взаимодействия;
  3. Развитие межполушарных связей;
  4. Синхронизация работы полушарий;
  5. Развитие мелкой моторики;
  6. Развитие способностей;
  7. Развитие памяти, внимания;
  8. Развитие речи;
  9. Развитие мышления;
  10. Устранение дислексии;
  11. Активизация работы лобных долей мозга, отвечающих за самоконтроль.

 

3

Работа по саморегуляции, реабилитации агрессивности и повышению мотивации к обучению с помощью ресурсов сенсорной комнаты.

 

1 блок. Повышение мотивации к проведению психологической диагностики, к коррекционно-развивающим занятиям.

Цель:

  • Повышение мотивации к диагностической процедуре;
  • Снятие стрессового напряжения;
  • Обогащение словаря ребёнка новыми понятиями;
  • Повышение работоспособности;
  • Установление доверительных отношений.

 

2 блок. Работа по саморегуляции в сенсорной комнате.

Цель:

  • Создание условий для снятия мышечного и психического напряжения;
  • Развитие умения регулировать своё настроение, состояние, степень усталости и поведения;
  • Научить методам самовоспитания;
  • Побудить к ЗОЖ;
  • Повышение уверенности в себе;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Снижение уровня тревожности.

 

3 блок. Реабилитация агрессивности и асоциального поведения.

Цель:

  • Помочь ребёнку освободиться от отрицательных эмоций, используя условия сенсорной комнаты;
  • Обеспечить правильный психологический подход к этой категории детей;
  • Профилактика страхов, непонимания в отношениях со взрослыми и сверстниками, нарушения учебно-воспитательного процесса из-за нарушения дисциплины агрессивного ребёнка.

 

4

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Способствует:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию творческих способностей;
  • формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоления негативных качеств формирующегося характера.

 

5

ИКТ

Способствует:

  • формированию связной речи;
  • своевременной диагностике эмоционального состояния ребёнка;
  • оптимизации процесса обучения;
  • развитию зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

 

6

Модульное обучение

Формирует умения:

  1. Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию;
  2. Умение планировать действия по выполнению задания;
  3. Умение осуществлять итоговый самоконтроль;
  4. Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
  5. Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности;
  6. Умение общаться в учебной ситуации.

 

7

Нейропсихологические диагностические технологии

Предполагает разработку диагностических программ, позволяющих более точно дифференцировать нарушения устной и письменной речи у младших школьников и подростков с различными сопутствующими диагнозами, что способствует более продуктивной коррекции имеющихся нарушений с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.

8

Метод проектов

  1. Развитие умения обобщать, сравнивать и редактировать собранный материал.
  2. Развитие письменной речи через использование выразительных средств языка, ИКТ.
  3. Формирование общеучебных умений и навыков (рефлексивные, поисковые, коммуникативные, презентационные умения).
  4. Развитие самостоятельности, умения планировать свою деятельность, ценить своё время.

 

9

Проблемное обучение

 

Способствует:

  • Развитию интеллекта;
  • Познавательной самостоятельности;
  • Развитию творческих способностей;
  • Формированию способов умственной практической деятельности;
  • Оптимизации процесса обучения.

10

 

 

 

Технология дифференцированного обучения

Позволяет осуществлять полномасштабную коррекцию сходных нарушений речи у детей, опираясь на уровень речевого развития, и предполагает программы и задания различной сложности.

11

 

 

Технология результирующей балльной оценки

Позволяет сформировать учебное поведение, адекватную самооценку, развивать навыки самоконтроля.

 

       

    Хотелось бы более подробно остановиться на таких технологиях, как ИКТ и технология результирующей балльной оценки.

    ИКТ. Сложная структура нарушений у детей с ОВЗ определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные функции. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. А поскольку у детей с ОВЗ хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным, а также способствует формированию положительной мотивации к обучению.

    В результате изучения и апробирования различных компьютерных технологий я остановила свой выбор на следующих электронных программах и ресурсах сети Интернет:

1. Российская образовательная онлайн-платформа Учи.ру

    Интерактивные задания и анимированные персонажи платформы вдохновляют заниматься активнее, учат логически мыслить и находить креативные решения. На платформе регулярно проводятся олимпиады, интеллектуальные марафоны по различным школьным предметам. Возможности онлайн-платформы позволяют педагогу создавать домашние задания из готовых карточек, как для всей группы учащихся, так и индивидуально для каждого ребёнка в соответствии с его уровнем развития. А также отправлять проверочные работы прямо на платформе — они будут доступны ученикам бесплатно в любое время. Наглядная статистика помогает педагогу и родителям быть в курсе успехов детей. Каждый день ребятам доступно еще до 20 заданий-«бусин» для самостоятельных занятий.  

2. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

3. Программа Word

    Ресурсы текстовой программы используются мною с целью развития звуко-буквенного анализа, связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности.

    Во время обучения на логопедическом пункте все творческие работы детей оформляются в форме электронной книги, которую воспитанник печатает сам. Возможности программы позволяют сразу обнаружить ошибки и вовремя их исправить (текстовый редактор подчёркивает красным орфографические ошибки и зелёным пунктуационные). Это позволяет формировать у детей орфографическую зоркость, самоконтроль, а также способствует развитию связной речи и побуждает к творчеству. Книги дополняются иллюстрациями и фотографиями, взятыми из Интернета или своими личными. Детям полюбился такой приём, они во внеурочное время стали самостоятельно сочинять сказки, рассказы из личного опыта и добавлять в свои книги. Я руковожу творческим процессом детей в форме редактирования готовых работ. В конце обучения на логопункте книги распечатываются и оформляются.

4. Программа int

    Это стандартная программа для рисования на компьютере. Она настолько проста, что освоить ее может даже пятилетний ребенок. За время работы в графическом редакторе дети научились рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять коллажи и многое другое. Весь этот материал дети используют для оформления своих электронных книг. Рисование в программе Pоint на логопедических занятиях позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать зрительный и пространственный гнозис, а также способствует развитию цветового восприятия и позволяет диагностировать эмоциональное состояние ребёнка во время логопедического занятия по типу цветового теста Люшера. Все рисунки, создаваемые на коррекционном занятии, соответствуют основной лексической теме и задачам урока. Графический редактор используется мною только на индивидуальных занятиях.

5. Программа PowerPoint

    Возможности данной программы используются для создания мультимедийных презентаций и компьютерных игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность. Презентации используются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальных формах работы. Это позволяет снизить количество громоздкого демонстрационного материала и увеличивает темп деятельности на логопедическом занятии.

6. Ресурсы сети Интернет

    В своей работе я широко использую возможности, предоставляемые глобальной сетью, а именно:

  • разнообразный красочный дидактический материал (картинки, фотографии, карты, схемы и т.д.);
  • презентации, выложенные в сеть коллегами;
  • справочные материалы;
  • методическая литература;
  • разнообразный речевой материал;
  • flash-игры и многое другое.

    Это позволяет наиболее красочно и занимательно представить изучаемый материал, что способствует оптимизации коррекционно-развивающего процесса.

   Технология результирующей балльной оценки. Данная технология предполагает оценивание каждого этапа логопедического занятия, вносит элемент соревнования в коррекционный процесс. На протяжении занятия каждый правильный ответ ребёнка оценивается (либо начисляются баллы, либо выдаётся жетон). Жетон можно получить и за аккуратность, внимательность, креативность и т.д. Таким образом можно поощрить не только успевающих детей, но и учащихся с трудностями в обучении. В конце занятия подводятся итоги и определяются победители. Этот метод предполагает не только систему поощрений, но и штрафы. Они вводятся за несоблюдение учебных правил. Технология хорошо работает с детьми с СДВГ, лёгкой формой РАС, ЗПР.

    Все описанные технологии позволяют в более сжатые сроки сформировать учебную мотивацию у детей с ОВЗ.

    Таким образом, учебная мотивация у детей с ОВЗ не возникает сама по себе. Это требует от педагога большой подготовительной работы к занятию и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений / Ю.Г. Демьянов. – М.: Респекс, 1999. – 224 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин - СПб.: Питер, 2006. - 507с.
  3. Никольская О.С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма // Невралгия и психиатрия. 1980. № 10.
  4. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. М.: Педагогика, 2017. – 230 с.
Категория: Логопедические технологии | Добавил: lumuza (31.05.2023)
Просмотров: 89 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz