РАППОРТ
Раппорт - это довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у собеседника появляется чувство доверия к коммуникатору. В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться (ненавязчиво использовать) предпочитаемые собеседником речевые предикаты и “отзеркаливать” позу, жесты, темп дыхания и т.д. Необходимо предупредить, что “отзеркаливание” должно быть крайне деликатным, иначе оно вызовет прямо противоположную реакцию. За подстройкой следует ведение, когда коммуникатор, изменяя свое поведение, вызывает изменения в поведении партнера.
КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО (ЗРИТЕЛЬНОГО) ДОСТУПА
Когда люди думают и говорят, они двигают глазными яблоками. Эти движения называются паттернами глазного сканирования. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в нашем мозгу в одной или более репрезентативных системах. Зрительная реакция человека указывает на репрезентативную систему, которой он пользуется в настоящий момент. Когда вы наблюдаете за разговаривающими или размышляющими людьми, то можете заметить, что глазные яблоки находятся в постоянном движении. Итак, эти движения являются показателями того, как люди думают.
На схеме ключи глазного доступа изображены так, как если бы вы смотрели на лицо человека, находящегося перед вами.
Взгляд вверх и влево: визуальная память. Это хранимые визуальной памятью образы прошлого. Сюда включаются сны и сконструированные образы, которые уже были “увидены” ранее.
Взгляд вверх и вправо: конструирование визуальных образов. Как правило, здесь человек конструирует образы, которые он не видел.
Взгляд горизонтально налево: аудиальная память. Запомненные звуки (звуки речи, мелодии, часто номера телефонов, запомненные стихи без фокусировки на смысле - ритмичное запоминание).
Взгляд горизонтально вправо: аудиальное конструирование. Обычно это конструируемая речь или конструирование звуков с новым тембром, ритмом, высотой и т. д.
Взгляд вниз налево: внутренний диалог. Внутренний диалог является комментарием опыта. Внутренний диалог может быть орудием рационального логического мышления.
Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент человек может получить доступ к эмоциям и к кинестетическим переживаниям. Характерная поза для людей, находящихся в депрессии: голова опущена, “поникший” вид, взгляд вниз вправо (или вниз влево).
Расфокусированные глаза: человек находится не менее чем в двух системах. Например, слышит и видит, видит и чувствует, а возможно, все вместе. Такое состояние называют легким трансом - измененным сознанием.
Для некоторых левшей схема будет обратной. Еще раз подчеркнем: она выражает обобщенную модель поведения.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (МОДАЛЬНОСТИ)
Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторую репрезентацию (представление) или модель. Эти индивидуальные модели называются репрезентативными системами. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия - В), на слух (аудиальная система восприятия - А) и в ощущениях (кинестетическая система - К). Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой человека. Эта система используется сознательно и бессознательно, в ней человек проводит наибольшее количество разграничений или различает наибольшее количество субмодальностей. Предпочитаемые репрезентативные системы являются одним из наиболее систематических способов различения моделей мира людей. И даже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной системы, это не означает, что он не использует и другие системы. Наоборот, люди используют все системы все время. Но обычно они все же зависят от своей предпочитаемой системы. Особенно ярко это проявляется в ситуации стресса, когда человек “зависает” в одной из систем.
СУБМОДАЛЬНОСТИ
Каждая сенсорная система содержит ряд узких характеристик или субмодальностей. Некоторые характерные субмодальности приводятся ниже:
ВИЗУАЛЬНАЯ
|
АУДИАЛЬНАЯ
|
КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
|
яркость
расстояние
местоположение размеры
двухмерный трехмерный
цвет
|
громкость
местоположение источника звука
тональность
направление звука
темп
резонанс
продолжительность
|
интенсивность
текстура
давление
вес
температура
гладкость
|
РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ
Когда вы внимательно слушаете чью-то речь, вы можете заметить, что бессознательно человек преимущественно использует речевые предикаты (глаголы, наречия, прилагательные и некоторые существительные) предпочитаемой репрезентативной системы. Кто-то скажет: “Я отчетливо вижу нарисованную вами перспективу” (В), кто-то скажет: “Это звучит серьезно” (А), а кто-то “Я чувствую себя уверенно в этой ситуации” (К).
Визуальные предикаты: посмотрите, отражаются, выглядят, ясно, блестящий, красочный, вид, цвет и т.п.
Аудиальные предикаты: звучит, расскажите, слышится, громко, шумно, звонко, звенящий, эхо и т.п.
Кинестетические предикаты: чувствую, переживаю, тепло, сильно, вкус, ощущение.
Иногда возникают трудности в определении принадлежности речевых предикатов к одной из репрезентативных систем. Часто это связано с контекстом - для визуалов слово “отчетливый” будет иметь одно значение, для аудиалов - другое. Многие слова нельзя отнести только к одной из репрезентативных систем. Например, при слове “море” одни видят картинку, другие слышат шум волн, а третьи вдыхают морской воздух и чувствуют горячий песок под ногами. Еще раз хотим напомнить, что обычно человек использует предикаты всех трех систем. Если вы хотите подстроиться по речевым предикатам, послушайте речь собеседника, определите предпочитаемую систему и используйте ее в своей речи. В результате у партнера обычно возникает чувство, что “с ним говорят на его языке”.
На основе предпочитаемой репрезентативной системы и предпочитаемых речевых предикатов определяется обобщенный тип личности: визуалы, аудиалы и кинестетики. Исследования показали, что ученики начальной школы в основном кинестетики, средней - более аудиальны, и в старшей - более визуальны.
ИНДИКАТОРЫ.
Имеются внешние индикаторы (признаки), указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) - аудиальную, визуальную, кинестетическую - использует ученик. Они приведены ниже в таблице.
НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Глаза
|
Движения внутренних процессов (голос)
|
Скорость процесса
|
Локализация
|
Предикаты
|
|
|
Визуальныи
.
|
|
(^
|
Неподвижный
|
Самая быстрая
|
Вокруг глаз: мигание, прищуривание нахмуренные брови
|
смотреть, видеть , наблюдать ясный картина
|
|
|
Кинестетический
|
|
^
|
Множество движений
|
Самая медленная
|
Изменения и движения от шеи и ниже
|
схватывать чувствовать трогать придерживаться
|
|
|
Аудиальный
|
|
00
|
|
Ритм метронома
|
Движения и изменения вокруг рта, ушей; звуки “а”,”гм
|
слушать ритм подобные речи звуки
|
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ (по Свассинг)
Визуальные
|
Аудиальные
|
Кинестетические
|
Организован
|
Разговаривает сам с собой
|
Отвечает на физическое вознаграждение
|
Опрятный и дисциплинированный
|
Легко отвлекается
|
Стоит близко, касается людей
|
Наблюдателен
|
Шевелит губами, проговаривает слова при чтении
|
Ориентирован физически
|
Спокойный (не шумный)
|
Легко повторяет услышанное
|
Обилие движений
|
Ориентирован на внешний вид
|
Более предпочитает счет и письмо
|
Богатые физические реакции
|
Более осмотрительный
|
Легко осваивает языки 1
|
|Раннее физическое развитие
|
Хороший рассказчик!
Запоминает картины
С трудом запоминает словесные инструкции
|
Говорит ритмически
Обучается, слушая
Любит музыку
|
Обучается, делая.
Запоминает, гуляя
При чтении водит пальцами
|
|
Меньше отвлекается на шум
|
Может имитировать тон, высоту голоса
|
Много жестикулирует
|
Помнит то, что видел
|
Помнит то, что обсуждал
|
Помнит общее впечатление
|
Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел
|
Самый разговорчивый! любит дискуссии, рассказывает всю слс последовательность
|
Лаконичен, тактичен, использует активные движения
|
При разговоре подбородок вверх, голос высокий
|
Внимание к интонации голоса
|
Подбородок вниз, голос ниже
|
В чтении силен, успешен, скор
|
Хорошо читает новые слова
|
Любит книги, ориентированные на действия
|
Живая, образная
Сильный интуитор, фантазия
|
Слышит звуки, голоса
|
Слаб в деталях
|
УСЛОВИЯ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ЦЕЛИ
(фрагмент в применении к образованию)
1. Определите желаемое состояние. Вопрос “Чего вы хотите?”
Проверьте, чтобы цель была заявлена в позитиве ( Я хочу писать грамотно). Часто люди говорят: “Я не хочу чувствовать себя плохо”. В таком случае необходимо переформирование: “А что вы хотите получить взамен этого чувства?” Помните, частица НЕ существует в языке, но не в опыте.
Иногда цель заявляется следующим образом: “Я хочу, чтобы учитель перестал ставить мне двойки”. Уточните, насколько это зависит от самого человека. Результат реален лишь тогда, когда зависит от самого человека и контролируется им. Итак, “Насколько это от вас зависит?”
Определите метацель: “Если это у вас будет, что вам это даст?” (Укрупнение и движение вверх по логическим уровням). Получив ответ на этот вопрос, снова предложите его, использовав в первой части новое заявление партнера. (“Я хочу писать грамотно”. - “Хорошо, а если ты уже научился грамотно писать, что тебе это даст?” - “Ну, я получаю хорошие оценки, меня хвалят”. - “Хорошо, а если ты получаешь хорошие оценки и тебя хвалят, что это тебе дает?” - “Я буду чувствовать себя уверенно и спокойно”. - “Значит, если я тебя правильно понимаю, ты хочешь чувствовать себя уверенно и спокойно. И для этого ты хочешь научиться грамотно писать?”). Установка якоря. Вы можете подняться и на более высокий логический уровень, задав этот вопрос еще раз, если это необходимо. Таким образом, мотивация на обучение становится более глубокой и вытекает из личной семантики ребенка.
2. Как вы узнаете, что вы это уже имеете?
Вопрос: “Представь, как если бы это у тебя уже было, как ты это поймешь?” (“Представь себе, что ты уже умеешь грамотно писать. Как ты поймешь, что это у тебя уже есть? Что ты видишь вокруг (быть может, чье-то лицо), что ты слышишь (может быть, чей-то голос, который что-то говорит), что ты чувствуешь? На что это похоже?”). Обратите внимание на сенсорную основанность цели - она выверена в категориях сенсорного опыта: вижу, слышу, чувствую. Установка якоря.
3. Что мешает вам достичь этой цели сейчас?
Вопросы: “Какие ресурсы (способности и возможности) у вас уже есть?” Здесь обычно называют хорошую память, внимание, умение сосредоточиться, желание быть уверенным и спокойным, ум и т.п. Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему, спросив, какие качества помогают ему быть успешным в любой другой области.
“Сколько способов сделать это вы можете найти? Каким будет первый шаг? Если вы это получите, как это изменит вашу жизнь? Как достигнутая цель повлияет на окружающих?”
Замечайте ключи глазного доступа.
ЯКОРЕНИЕ
Якорь - любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и/или действий. Якоря могут быть визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные и пространственные. Часто бывает достаточно услышать какую-то мелодию, и мы внезапно переносимся в прошлое, видим, слышим и переживаем то, что было когда-то. Это действие аудиального якоря. Если вы ведете автомобиль и видите, как на светофоре зажигается красный свет, нога автоматически нажимает на тормоз. Это пример визуального якоря. Единичные ресурсные якоря используются для доступа к ресурсному состоянию. Коллапсом якорей называют добавление ресурса к нересурсу, соединение состояний. Для установки эффективного якоря необходимо удостовериться, что человек испытывает желаемое ресурсное состояние. Откалибруйте (определите) сенсорные ключи данного состояния (дыхание, ключи глазного доступа, мимика, мелкие мышечные движения, напряженность-расслабленность и т.д.). Когда ресурсное состояние достигнет своей высшей точки, поставьте якорь. Если это кинестетический якорь, то это может быть рукопожатие или вы коснетесь плеча, предплечья или сожмете запястье собеседника. Это наиболее удобные места для установки якоря. Через некоторое время проверьте якорь, наложив его точно на то же место и с той же силой давления. Если вы сделали это правильно, вы должны наблюдать ключи, которые откалибровали перед установкой якоря.
ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ
Гемисферология - наука об асимметрии полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, Нобелевский лауреат (1981 г.), провел операцию по разделению полушарий головного мозга. На основе исследований он сформулировал концепцию о доминировании полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических. Левое полушарие “отвечает” за словесные выражения, числа, аналитическое мышление и линейно-цифровые рассуждения. Правое полушарие “отвечает” за образную память, ориентирование в пространстве, воображение, цветовые ритмы, кинестетические переживания и творчество. Обычно одно из полушарий доминирует, т.е. можно говорить о левополушарных и правополушарных людях. Встречаются случаи равного развития полушарий - амбидекстрия.
Между моделью (а НЛП - это модель человеческого опыта и мышления) и реальностью всегда существуют пробелы. Чем большим числом моделей располагает человек, тем он более опытен, тем более уместную модель он может подобрать для конкретного случая.
Нейрологические индикаторы НЛП и поведенческие индикаторы по Свассинг и Барб хорошо коррелируют с опытом, но есть и исключения. Например: ученик Х может определяться как “визуальный” по НЛП-нейрологическим глазным ключам и “кинестетиком” по поведенческим признакам Свассинг и Барб.
Рассмотрим еще одну модель. Она возникла на основе успехов гемисферологии - области медицины, изучающей функции каждого полушария мозга. Во время операции на мозге было впервые сделано открытие, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии. С тех пор список навыков и способностей полушарий серьезно изучался и значительно расширен. Модель, основанную на гемисферологии, называют полушарной моделью.
ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
логическое последовательное линейное , символическое
основано на реальности
вербальное временное дискретное
|
"ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
интуитивное хаотическое абстрактное холистическое ориентировано на фантазии
невербальное вневременное аналоговое
|
НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУШАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
письмо
символы
язык
чтение
фонетика
расположение деталей
разговор и декламирование, аудиальные ассоциации
|
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
случайное осознание пространственные связи формы и паттерны
математические вычисления цветовая чувствительность
пение, музыка
артистичность, чувства и эмоции
|
КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ПОЛУШАРНОИ МОДЕЛЬЮ И НЛП
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
|
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
|
аудиальное левовизуальное
|
кинестетическое правовизуальное
|
Анализ приведенной модели показывает, что основной образовательный поток (конвейер) - это “окультуриваиие” учеников преимущественно к левополушарным навыкам. Видно также, что “коридорные” ученики -преимущественно правополушарные.
Учитель, натренированный в определении нейрологических признаков, сможет легко узнать визуальную способность учащегося. Вопрос - в определении правовизуального или левовизуального предпочтения. Поскольку нейрологические глазные ключи у них одинаковы, с целью различения нужно добавить поведенческие индикаторы (признаки). Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические глазные признаки и кинестетические поведенческие, он преимущественно ПРАВОПОЛУШАРНОГО типа. Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические и поведенческие признаки, он ЛЕВОВИЗУАЛЬНОГО ПОЛУШАРНОГО типа.
В нейролог. индик. + В поведенч. индик. = Левое полушарие
В нейролог. индик. + К поведенч. индик. = Правое полушарие
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК
Видит символы (буквы, слова). Оценки выше тройки. Выказывает визуальные НЛП “ • индикаторы и визуальные поведенческие индикаторы. Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Фокусирован внутренне. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения о ней. о ней. Любит смотреть фильм после чтения книги.
|
ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК
Видит конкретные обьекты и рискует отставать в чтении. Выказывает визуальные НЛП индикаторы и кинестетические поведенческие индикаторы. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения
Любит смотреть фильм до чтения книги.
|
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА С ПОЗИЦИЙ НЛП
1. Начало урока с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно.
2. Мотивация на обучение. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка.
3. Использование на уроке правополушарного и левополушарного подхода, укрупнение-разукрупнение информации (определите наименьший кусок, с которого можно начинать процесс обучения), операция сравнения (что общего и что различного), полимодальная речь (использование предикатов всех трех систем), ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем. Информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.
4. Использование состояния непонимания. Одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие используют это состояние. Ошибка - тоже результат деятельности. Непонимание - дверь к пониманию. Найдите что-то, что было сделано хорошо.
5. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ.
6. Позитивное якорение.
7. Обмен стратегиями, использование эффективных стратегий.
8. Поддержание группового и индивидуального раппорта.
9. Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое.
Расчистка поля деятельности и мотивация на обучение.
Перед тем как непосредственно переходить к снятию индивидуальной стратегии орфографии каждого участника, важно узнать их ожидания от занятий. Здесь уместно использование вопросов “хорошо сформулированной цели”. Следующее упражнение Ричард Бэндлер называет “работой со школьными фобиями”. Одна из глубочайших проблем обучения состоит в том, что большинство детей уже испытали в школе неприятные переживания на некоторых уроках и успели сделать вывод, что к этим предметам у них нет способностей. Из-за этого определенный предмет или школа вообще становятся сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие ребенка плохо себя чувствовать. Иногда это голос учителя (что-то вроде “Ты ничего не понимаешь!”), но чаще это внутренняя картинка, сопровождающаяся неприятными переживаниями. А вы, должно быть, замечали, что людям немногому удается научиться, когда они плохо себя чувствуют. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи даже определяют ее как “школьную фобию”.
Существует ряд техник, направленных на изменение плохого самочувствия в ответ на школьные ситуации. Самый простой способ снятия неприятного ощущения, связанного с обучением русскому языку, заключается в следующем. На доске слева запишите сложноподчиненное предложение, выделите орфограммы, составьте схему (надеемся, такая работа доставит вам удовольствие). По реакции детей вы почти безошибочно определите, у кого из них есть “фобия” на русский язык. Теперь предложите детям закрыть глаза и подумать о каком-то очень приятном испытанном переживании, например, об ожидании чудесного подарка на день рождения или предвкушении интересной поездки в каникулы (важно, чтобы ожидание действительно сбылось), о какой-то ситуации, в которой они чувствовали себя возбужденно и заинтересованно. Затем предложите открыть глаза, чтобы одну-две секунды посмотреть на запись на доске. Потом снова попросите закрыть глаза и вернуться к тому восхитительному опыту. Снова попросите посмотреть на доску на несколько секунд дольше и опять вернуться к приятному переживанию. Проделайте чередование еще несколько раз, пока эти два переживания не проинтегрируются прочно. Проверьте результат - предложите детям отвернуться и подумать о любом нейтральном переживании, а после этого пусть они посмотрят на доску и поделятся с вами своими чувствами. Удивительно, но это действительно работает! Эта техника называется по-другому “интеграцией якорей”.
Если вы хотите достичь успеха в обучении школьников, используйте известный принцип НЛП - всегда связывайте начало обучения с радостью и удовольствием. С приятными и неприятными переживаниями связаны и особенности памяти. Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Так работает память. Подумайте, если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то чтобы вспомнить впоследствии изученное, он должен вернуться в то состояние. И поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит. Возможно, именно этим объясняется “тотальная амнезия” у большинства людей на все 10 лет учебы.
Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, мотивируйте его на обучение. Предложите представить картинку, в которой он испытывает удовольствие от того, что его хвалят за грамотно и красиво написанную работу. Не обязательно за диктант или изложение - хотя бы за маленькое поздравление с праздником для близкого человека или короткий красочный плакат, который ему поручили написать. Пусть он рассмотрит выражение лица того себя на картинке, услышит чьи-то благодарные голоса, послушает свой внутренний диалог. Что чувствует тот ребенок? Уточните, действительно ли ему приятно видеть, как хвалят его в картинке. Пусть он “повернет ручку настройки” и сделает чувство максимально ярким и сильным. Спросите, хочется ли ему на самом деле побывать в такой ситуации. А теперь попросите ребенка “войти” в картинку и пережить это радостное состояние. Иногда ребенок упрямо твердит, что он никогда не сможет оказаться в подобной ситуации. В подобном случае уместно использование рамки “Как если бы это случилось”. Хороший эффект дает упражнение “Круг совершенства” - те, кто посетил курс НЛП-практик, знают это упражнение.
Вот теперь мы рекомендуем переходить к снятию стратегии орфографии. Если группа большая или по каким-то причинам вам неудобно снимать стратегию орфографии на занятиях, это можно сделать после занятий. Участнику занятий предлагаются словарные слова, уже изученные до этого в школе. Проще всего взять учебник и воспользоваться орфографическим словариком в конце. Испытуемому дается задание произнести слово раздельно по буквам. При этом ведущий проводит “распаковку” стратегии, наблюдая за ключами глазного доступа. В процессе снятия стратегии участнику задаются следующие вопросы: “Когда ты произносишь это слово по буквам, как ты понимаешь, что это слово правильное? Что тебе помогает? Какие-то образы, звуки, ощущения или что-то еще? Что происходит сначала, когда ты начинаешь произносить слово? Что происходит потом? Как ты проверяешь правильность слова? Что ты делаешь внутри, когда сомневаешься в правильном написании слова?” Выявленные стратегии фиксируются. Вот пример записи успешной стратегии: “Вп - А - Вп/Вк - А”, где Вп - визуальная память, А - аудиальный канал (считывание), Вп/Вк - визуальная память и визуальное конструирование (проверка или тест) и А - аудиальный выход. Подробнее о снятии стратегий вы можете узнать из статьи А. Плигина и П. Поветьева “Исследование стратегий проверки написания словарных слов” (научно-методический сборник НЛП, №1, 1996).
Есть вероятность, что вы захотите узнать, какие способы развития памяти на основе внутреннего визуализирования удобно использовать в процессе занятий русским языком. Эксперименты показали, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти.
Мы твердо верим, что важно не только научиться запоминать, но гораздо важнее научиться вспоминать, воспроизводить запомненное. Трудно поверить, но если мы можем узнать как делают что-то одаренные люди (а НЛП занималось долгое время снятием стратегий успешных людей), значит, этому можно научиться. Действительно, если вы умеете грамотно писать, что мешает ребенку научиться делать это так же хорошо, как и вы?
Хороший эффект дают известные мнемотехнические приемы. Практика доказывает, что ученики с удовольствием пользуются методами мнемотехники, способствующими развитию визуальной памяти. На первом занятии мы предлагаем участникам запомнить список из 20 слов, используя “метод Цицерона” (“расставь в своей комнате”). Цицерон тренировал свою память так: то, что ему нужно было запомнить, он располагал в знакомой комнате. Потом достаточно было вспомнить комнату и “пройти” по ней, собирая необходимую информацию.
Таким образом,
1. Нам следует развивать свой опыт обучения и преподавания гораздо шире “потребностей среднего ученика”, в противном случае, мода на стили образования будет следовать колебаниям маятника. Если учитель использует визуально ориентированный подход к чтению и правописанию, то скоро исследования укажут, что для отстающих учеников целесообразен аудиальный подход. Если учеников адаптируют преимущественно к аудиальному обучению, то лет через пять исследователи придут к выводу, что более уместен визуальный подход.
2. На образование оказывается постоянное социальное давление в учебном плане. С одной стороны, работодатели, к которым попадают наши правополушарные ученики, требуют от школы более качественного обучения базовым навыкам (активность левого мозга), с другой стороны, компании, нанимающие левополушарных учеников, страдают от недостатка их оригинальности - им нужны творческие люди (активность правого мозга).
Все это - головная боль образования. Нам следует использовать правополушарные методы для обучения учеников левополушарным навыкам и наоборот. Как? Нам нужно использовать уже известную формулу -присоединяясь к их сильной (развитой) системе вести к тем аспектам, которые нуждаются в развитии.
3. Интересно взглянуть более широко на такие социальные явления, как суицид, СПИД, социальное неблагополучие. Оказывается, что в основном этому подвержены невизуальные люди (аудиалы и кинестетики). Возникает вопрос: не обучаем ли мы в классе методам, которые потом переносятся в социальную сферу? Точкой опоры в работе с такими людьми будет развитие способности к внутреннему фокусу (внутренней концентрации) и воображению, что прямо или косвенно связано с осознанием и созданием будущего.
4. Предпочитаемая модальность входа человека (как он учится) может совершенно отличаться от выходной (как его спрашивают). В человеке очень много зависит от семейных стилей восприятия, научения. Представьте, как мало мы понимаем, чтобы брать на себя ответственность спрашивать (экзаменовать).
5. Якорение: мы знаем, что фобия это опыт нежелательного обучения с первой попытки. Можем ли мы понять, как мозг раз и навсегда запоминает, и использовать это для развития памяти?
6. Многие годы профессионалы анализировали, почему больные люди больны. Такая установка произвела на свет огромное количество терминов и диссертаций, а в результате и пациенты и врачи делали болезнь устойчивей. Одна женщина, страдавшая эпилепсией, нуждалась в ежегодном клиническом обследовании. В течение ряда лет ее непрестанно ругали за то, что она не ведет дневник заболевания. Всякий раз, испытывая чувство вины, она начинала делать записи и сразу частота припадков возрастала. Затем ее внутренняя экология несознательно отвергала ведение дневника и частота припадков снижалась до исходного уровня. Дневник напоминал и призывал ее “болеть”.
Практикам НЛП необходимо тщательное изучение “здоровья” успешных учеников с целью выявления стратегии обучения других. В то же время нам следует быть более требовательными к тому, как передать это понимание, полученное в индивидуальной работе с учеником, учителям, работающих с классами из 25 - 35 учеников.
|