Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 21:17

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Логопедические технологии

Нейролингвистическое программирование в коррекционной деятельности

РАП­ПОРТ

Рап­порт - это до­воль­но хруп­кие фор­мы об­рат­ной свя­зи в про­цес­се об­ще­ния, вы­зы­ваю­щие в со­бе­сед­ни­ке ощу­ще­ние то­го, что его по­ни­ма­ют, что он нра­вит­ся. В слу­чае хо­ро­ше­го рап­пор­та у со­бе­сед­ни­ка по­яв­ля­ет­ся чув­ст­во до­ве­рия к ком­му­ни­ка­то­ру. В хо­де ус­та­нов­ки рап­пор­та важ­но су­меть под­стро­ить­ся (не­на­вяз­чи­во ис­поль­зо­вать) пред­по­чи­тае­мые со­бе­сед­ни­ком ре­че­вые пре­ди­ка­ты и “от­зер­ка­ли­вать” по­зу, жес­ты, темп ды­ха­ния и т.д. Не­об­хо­ди­мо пре­ду­пре­дить, что “от­зер­ка­ли­ва­ние” долж­но быть край­не де­ли­кат­ным, ина­че оно вы­зо­вет пря­мо про­ти­во­по­лож­ную ре­ак­цию. За под­строй­кой сле­ду­ет ве­де­ние, ко­гда ком­му­ни­ка­тор, из­ме­няя свое по­ве­де­ние, вы­зы­ва­ет из­ме­не­ния в по­ве­де­нии парт­не­ра.

КЛЮ­ЧИ ГЛАЗ­НО­ГО (ЗРИ­ТЕЛЬ­НО­ГО) ДОС­ТУ­ПА

Ко­гда лю­ди ду­ма­ют и го­во­рят, они дви­га­ют глаз­ны­ми яб­ло­ка­ми. Эти дви­же­ния на­зы­ва­ют­ся пат­тер­на­ми глаз­но­го ска­ни­ро­ва­ния. На­ши гла­за де­мон­ст­ри­ру­ют осо­бен­но­сти па­мя­ти и про­цес­са мыш­ле­ния, по­ка­зы­ва­ют, ка­ким об­ра­зом че­ло­век по­лу­ча­ет дос­туп к ин­фор­ма­ции, за­ко­ди­ро­ван­ной в на­шем моз­гу в од­ной или бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ных сис­те­мах. Зри­тель­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка ука­зы­ва­ет на ре­пре­зен­та­тив­ную сис­те­му, ко­то­рой он поль­зу­ет­ся в на­стоя­щий мо­мент. Ко­гда вы на­блю­дае­те за раз­го­ва­ри­ваю­щи­ми или раз­мыш­ляю­щи­ми людь­ми, то мо­же­те за­ме­тить, что глаз­ные яб­ло­ки на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии. Итак, эти дви­же­ния яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми то­го, как лю­ди ду­ма­ют.

На схе­ме клю­чи глаз­но­го дос­ту­па изо­бра­же­ны так, как ес­ли бы вы смот­ре­ли на ли­цо че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся пе­ред ва­ми.

Взгляд вверх и вле­во: ви­зу­аль­ная па­мять. Это хра­ни­мые ви­зу­аль­ной па­мя­тью об­ра­зы про­шло­го. Сю­да вклю­ча­ют­ся сны и скон­ст­руи­ро­ван­ные об­ра­зы, ко­то­рые уже бы­ли “уви­де­ны” ра­нее.

Взгляд вверх и впра­во: кон­ст­руи­ро­ва­ние ви­зу­аль­ных об­ра­зов. Как пра­ви­ло, здесь че­ло­век кон­ст­руи­ру­ет об­ра­зы, ко­то­рые он не ви­дел.

Взгляд го­ри­зон­таль­но на­ле­во: ау­ди­аль­ная па­мять. За­пом­нен­ные зву­ки (зву­ки ре­чи, ме­ло­дии, час­то но­ме­ра те­ле­фо­нов, за­пом­нен­ные сти­хи без фо­ку­си­ров­ки на смыс­ле - рит­мич­ное за­по­ми­на­ние).

Взгляд го­ри­зон­таль­но впра­во: ау­ди­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние. Обыч­но это кон­ст­руи­руе­мая речь или кон­ст­руи­ро­ва­ние зву­ков с но­вым тем­бром, рит­мом, вы­со­той и т. д.

Взгляд вниз  на­ле­во: внут­рен­ний диа­лог. Внут­рен­ний диа­лог яв­ля­ет­ся ком­мен­та­ри­ем опы­та. Внут­рен­ний диа­лог мо­жет быть ору­ди­ем ра­цио­наль­но­го ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния.

Взгляд вниз впра­во: чув­ст­ва. В этот мо­мент че­ло­век мо­жет по­лу­чить дос­туп к эмо­ци­ям и к ки­не­сте­ти­че­ским пе­ре­жи­ва­ни­ям. Ха­рак­тер­ная по­за для лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в де­прес­сии: го­ло­ва опу­ще­на, “по­ник­ший” вид, взгляд вниз впра­во (или вниз вле­во).

Рас­фо­ку­си­ро­ван­ные гла­за: че­ло­век на­хо­дит­ся не ме­нее чем в двух сис­те­мах. На­при­мер, слы­шит и ви­дит, ви­дит и чув­ст­ву­ет, а воз­мож­но, все вме­сте. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ют лег­ким тран­сом - из­ме­нен­ным соз­на­ни­ем.

Для не­ко­то­рых лев­шей схе­ма бу­дет об­рат­ной. Еще раз под­черк­нем: она вы­ра­жа­ет обоб­щен­ную мо­дель по­ве­де­ния.

            РЕ­ПРЕ­ЗЕН­ТА­ТИВ­НЫЕ  СИС­ТЕ­МЫ  (МО­ДАЛЬ­НО­СТИ)

Из­вест­ны пять ос­нов­ных спо­со­бов, с по­мо­щью ко­то­рых лю­ди вос­при­ни­ма­ют  мир. Мы мо­жем ви­деть, слы­шать, чув­ст­во­вать, ню­хать и про­бо­вать на вкус. В на­шем моз­гу сен­сор­ная (по­лу­чен­ная ор­га­на­ми чувств) ин­фор­ма­ция транс­фор­ми­ру­ет­ся в не­ко­то­рую ре­пре­зен­та­цию (пред­став­ле­ние) или мо­дель. Эти ин­ди­ви­ду­аль­ные мо­де­ли на­зы­ва­ют­ся ре­пре­зен­та­тив­ны­ми сис­те­ма­ми. В пер­вую оче­редь мир вос­при­ни­ма­ет­ся зри­тель­но (ви­зу­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - В), на слух (ау­ди­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - А) и в ощу­ще­ни­ях (ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма - К). Сис­те­ма, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ча­ще, чем дру­гие, на­зы­ва­ет­ся пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мой че­ло­ве­ка. Эта сис­те­ма ис­поль­зу­ет­ся соз­на­тель­но и бес­соз­на­тель­но, в ней че­ло­век про­во­дит наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во раз­гра­ни­че­ний или раз­ли­ча­ет наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во суб­мо­даль­но­стей. Пред­по­чи­тае­мые ре­пре­зен­та­тив­ные сис­те­мы яв­ля­ют­ся од­ним из наи­бо­лее сис­те­ма­ти­че­ских спо­со­бов раз­ли­че­ния мо­де­лей ми­ра лю­дей. И да­же ко­гда че­ло­век де­мон­ст­ри­ру­ет пред­поч­те­ние од­ной ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы, это не оз­на­ча­ет, что он не ис­поль­зу­ет и дру­гие сис­те­мы. На­обо­рот, лю­ди ис­поль­зу­ют все сис­те­мы все вре­мя. Но обыч­но они все же за­ви­сят от сво­ей пред­по­чи­тае­мой сис­те­мы. Осо­бен­но яр­ко это про­яв­ля­ет­ся в си­туа­ции стрес­са, ко­гда че­ло­век “за­ви­са­ет” в од­ной из сис­тем.

СУБ­МО­ДАЛЬ­НО­СТИ

Ка­ж­дая сен­сор­ная сис­те­ма со­дер­жит ряд уз­ких ха­рак­те­ри­стик или суб­мо­даль­но­стей. Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные суб­мо­даль­но­сти при­во­дят­ся ни­же:

ВИ­ЗУ­АЛЬ­НАЯ

АУ­ДИ­АЛЬ­НАЯ

КИ­НЕ­СТЕ­ТИ­ЧЕ­СКАЯ

яр­кость

 рас­стоя­ние

 ме­сто­по­ло­же­ние раз­ме­ры

двух­мер­ный трехмер­ный

 цвет

гром­кость

ме­сто­поло­же­ние источ­ни­ка зву­ка

 то­наль­ность

 на­прав­ле­ние зву­ка

 темп

 ре­зо­нанс

про­дол­жи­тель­ность

ин­тен­сив­ность

 тек­сту­ра

 дав­ле­ние

 вес

 тем­пе­ра­ту­ра

гладкость

         

РЕ­ЧЕ­ВЫЕ  ПРЕ­ДИ­КА­ТЫ

Ко­гда вы вни­ма­тель­но слу­шае­те чью-то речь, вы мо­же­те за­ме­тить, что бес­соз­на­тель­но че­ло­век пре­иму­ще­ст­вен­но ис­поль­зу­ет ре­че­вые пре­ди­ка­ты (гла­го­лы, на­ре­чия, при­ла­га­тель­ные и не­ко­то­рые су­ще­ст­ви­тель­ные) пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы. Кто-то ска­жет: “Я от­чет­ли­во ви­жу на­ри­со­ван­ную ва­ми пер­спек­ти­ву” (В), кто-то ска­жет: “Это зву­чит серь­ез­но” (А), а кто-то “Я чув­ст­вую се­бя уве­рен­но в этой си­туа­ции” (К).

Ви­зу­аль­ные пре­ди­ка­ты: по­смот­ри­те, от­ра­жа­ют­ся, вы­гля­дят, яс­но, бле­стя­щий, кра­соч­ный, вид, цвет и т.п.

Ау­ди­аль­ные пре­ди­ка­ты: зву­чит, рас­ска­жи­те, слы­шит­ся, гром­ко, шум­но, звон­ко, зве­ня­щий, эхо и т.п.

Ки­не­сте­ти­че­ские пре­ди­ка­ты: чув­ст­вую, пе­ре­жи­ваю, те­п­ло, силь­но, вкус, ощу­ще­ние.

Ино­гда воз­ни­ка­ют труд­но­сти в оп­ре­де­ле­нии при­над­леж­но­сти ре­че­вых пре­ди­ка­тов к од­ной из ре­пре­зен­та­тив­ных сис­тем. Час­то это свя­за­но с кон­тек­стом - для ви­зуа­лов сло­во “от­чет­ли­вый” бу­дет иметь од­но зна­че­ние, для ау­диа­лов - дру­гое. Мно­гие сло­ва нель­зя от­не­сти толь­ко к од­ной из ре­пре­зен­та­тив­ных сис­тем. На­при­мер, при сло­ве “мо­ре” од­ни ви­дят кар­тин­ку, дру­гие слы­шат шум волн, а тре­тьи вды­ха­ют мор­ской воз­дух и чув­ст­ву­ют го­ря­чий пе­сок под но­га­ми. Еще раз хо­тим на­пом­нить, что обыч­но че­ло­век ис­поль­зу­ет пре­ди­ка­ты всех трех сис­тем. Ес­ли вы хо­ти­те под­стро­ить­ся по ре­че­вым пре­ди­ка­там, по­слу­шай­те речь со­бе­сед­ни­ка, оп­ре­де­ли­те пред­по­чи­тае­мую сис­те­му и ис­поль­зуй­те ее в сво­ей ре­чи. В ре­зуль­та­те у парт­не­ра обыч­но воз­ни­ка­ет чув­ст­во, что “с ним го­во­рят на его язы­ке”.

На ос­но­ве пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы и пред­по­чи­тае­мых ре­че­вых пре­ди­ка­тов оп­ре­де­ля­ет­ся обоб­щен­ный тип лич­но­сти: ви­зуа­лы, ау­диа­лы и ки­не­сте­ти­ки. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что уче­ни­ки на­чаль­ной шко­лы в ос­нов­ном ки­не­сте­ти­ки, сред­ней - бо­лее ау­ди­аль­ны, и в стар­шей - бо­лее ви­зу­аль­ны.

ИНДИКАТОРЫ.

Имеются внешние индикаторы (признаки), указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) - аудиальную, визуальную, кинес­тетическую - использует ученик. Они приведены ниже в таблице.

                                             НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Глаза

Движения внутренних процессов (голос)

Скорость процесса

Локализация

Предикаты

 

 

 

 

Визуальныи

.

 

 

(^

Неподвижный

 Самая быстрая

Вокруг глаз: мигание, прищуривание нахмуренные брови

смотреть, видеть , наблюдать ясный картина

 

 

 

 

Кинестетический

 

 

^

Множество движений

Самая медленная

Изменения и движения от шеи и ниже

схватывать чувствовать трогать придерживаться

 

 

 

 

Аудиальный

 

 

00

 

 

Ритм метронома

Движения и изменения вокруг рта, ушей; звуки “а”,”гм

слушать ритм подобные речи звуки

 

                                       ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ (по Свассинг)

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Организован

Разговаривает сам с собой

Отвечает на физическое вознаграждение

Опрятный и дисциплинированный

Легко отвлекается

Стоит близко, касается людей

Наблюдателен

Шевелит губами, проговаривает слова при чтении

Ориентирован физически

Спокойный (не шумный)

Легко повторяет услышанное

Обилие движений

Ориентирован на внешний вид

Более предпочитает счет и письмо

Богатые физические реакции

Более осмотрительный

Легко осваивает языки 1

|Раннее физическое развитие

Хороший рассказчик!

Запоминает картины

С трудом запоминает словесные инструкции

 

 

 Говорит ритмически

Обучается, слушая

Любит музыку

 

Обучается, делая.

Запоминает, гуляя

При чтении водит пальцами

 

Меньше отвлекается на шум

Может имитировать тон, высоту голоса

Много жестикулирует

Помнит то, что видел

Помнит то, что обсуждал

Помнит общее впечатление

Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел

Самый разговорчивый! любит дискуссии, рассказывает всю слс последовательность

Лаконичен, тактичен, использует активные движения

 

При разговоре подбородок вверх, голос высокий

Внимание к интонации голоса

Подбородок вниз, голос ниже

В чтении силен, успешен, скор

Хорошо читает новые слова

Любит книги, ориентированные на действия

 

 

Живая, образная

Сильный интуитор, фантазия

Слышит звуки, голоса

Слаб в деталях

 

УС­ЛО­ВИЯ ХО­РО­ШО СФОР­МУ­ЛИ­РО­ВАН­НОЙ ЦЕ­ЛИ

(фраг­мент в при­ме­не­нии к об­ра­зо­ва­нию)

1. Оп­ре­де­ли­те же­лае­мое со­стоя­ние. Во­прос “Че­го вы хо­ти­те?”

Про­верь­те, что­бы цель бы­ла за­яв­ле­на в по­зи­ти­ве ( Я хо­чу пи­сать гра­мот­но). Час­то лю­ди го­во­рят: “Я не хо­чу чув­ст­во­вать се­бя пло­хо”. В та­ком слу­чае не­об­хо­ди­мо пе­ре­фор­ми­ро­ва­ние: “А что вы хо­ти­те по­лу­чить вза­мен это­го чув­ст­ва?” Пом­ни­те, час­ти­ца НЕ су­ще­ст­ву­ет в язы­ке, но не в опы­те.

Ино­гда цель за­яв­ля­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом: “Я хо­чу, что­бы учи­тель пе­ре­стал ста­вить мне двой­ки”. Уточ­ни­те, на­сколь­ко это за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка. Ре­зуль­тат реа­лен лишь то­гда, ко­гда за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка и кон­тро­ли­ру­ет­ся им. Итак, “На­сколь­ко это от вас за­ви­сит?”

Оп­ре­де­ли­те ме­та­цель: “Ес­ли это у вас бу­дет, что вам это даст?” (Ук­руп­не­ние и дви­же­ние вверх по ло­ги­че­ским уров­ням). По­лу­чив от­вет на этот во­прос, сно­ва пред­ло­жи­те его, ис­поль­зо­вав в пер­вой час­ти но­вое за­яв­ле­ние парт­не­ра. (“Я хо­чу пи­сать гра­мот­но”. - “Хо­ро­шо, а ес­ли ты уже нау­чил­ся гра­мот­но пи­сать, что те­бе это даст?” - “Ну, я по­лу­чаю хо­ро­шие оцен­ки, ме­ня хва­лят”. - “Хо­ро­шо, а ес­ли ты по­лу­ча­ешь хо­ро­шие оцен­ки и те­бя хва­лят, что это те­бе да­ет?” - “Я бу­ду чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но”. - “Зна­чит, ес­ли я те­бя пра­виль­но по­ни­маю, ты хо­чешь чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но. И для это­го ты хо­чешь нау­чить­ся гра­мот­но пи­сать?”). Ус­та­нов­ка яко­ря. Вы мо­же­те под­нять­ся и на бо­лее вы­со­кий ло­ги­че­ский уро­вень, за­дав этот во­прос еще раз, ес­ли это не­об­хо­ди­мо. Та­ким об­ра­зом, мо­ти­ва­ция на обу­че­ние ста­но­вит­ся бо­лее глу­бо­кой и вы­те­ка­ет из лич­ной се­ман­ти­ки ре­бен­ка.

2. Как вы уз­нае­те, что вы это уже имее­те?

Во­прос: “Пред­ставь, как ес­ли бы это у те­бя уже бы­ло, как ты это пой­мешь?” (“Пред­ставь се­бе, что ты уже уме­ешь гра­мот­но пи­сать. Как ты пой­мешь, что это у те­бя уже есть? Что ты ви­дишь во­круг (быть мо­жет, чье-то ли­цо), что ты слы­шишь (мо­жет быть, чей-то го­лос, ко­то­рый что-то го­во­рит), что ты чув­ст­ву­ешь? На что это по­хо­же?”). Об­ра­ти­те вни­ма­ние на сен­сор­ную ос­но­ван­ность це­ли - она вы­ве­ре­на в ка­те­го­ри­ях сен­сор­но­го опы­та: ви­жу, слы­шу, чув­ст­вую. Ус­та­нов­ка яко­ря.

3. Что ме­ша­ет вам дос­тичь этой цели сей­час?

Во­про­сы: “Ка­кие ре­сур­сы (спо­соб­но­сти и воз­мож­но­сти) у вас уже есть?” Здесь обыч­но на­зы­ва­ют хо­ро­шую па­мять, вни­ма­ние, уме­ние со­сре­до­то­чить­ся, же­ла­ние быть уве­рен­ным и спо­кой­ным, ум и т.п. Ес­ли ре­бе­нок за­труд­ня­ет­ся с от­ве­том, по­мо­ги­те ему, спро­сив, ка­кие ка­че­ст­ва по­мо­га­ют ему быть ус­пеш­ным в лю­бой дру­гой об­лас­ти.

“Сколь­ко спо­со­бов сде­лать это вы мо­же­те най­ти? Ка­ким бу­дет пер­вый шаг? Ес­ли вы это по­лу­чи­те, как это из­ме­нит ва­шу жизнь? Как дос­тиг­ну­тая цель по­влия­ет на ок­ру­жаю­щих?”

За­ме­чай­те клю­чи глаз­но­го дос­ту­па.

ЯКО­РЕ­НИЕ

Якорь - лю­бой раз­дра­жи­тель, ко­то­рый вклю­ча­ет ряд внут­рен­них ре­ак­ций и/или дей­ст­вий. Яко­ря мо­гут быть ви­зу­аль­ные, ау­ди­аль­ные, ки­не­сте­ти­че­ские, обо­ня­тель­ные и про­стран­ст­вен­ные. Час­то бы­ва­ет дос­та­точ­но ус­лы­шать ка­кую-то ме­ло­дию, и мы вне­зап­но пе­ре­но­сим­ся в про­шлое, ви­дим, слы­шим и пе­ре­жи­ва­ем то, что бы­ло ко­гда-то. Это дей­ст­вие ау­ди­аль­но­го яко­ря. Ес­ли вы ве­де­те ав­то­мо­биль и ви­ди­те, как на све­то­фо­ре за­жи­га­ет­ся крас­ный свет, но­га ав­то­ма­ти­че­ски на­жи­ма­ет на тор­моз. Это при­мер ви­зу­аль­но­го яко­ря.  Еди­нич­ные ре­сурс­ные яко­ря ис­поль­зу­ют­ся для дос­ту­па к ре­сурс­но­му со­стоя­нию. Кол­лап­сом яко­рей на­зы­ва­ют до­бав­ле­ние ре­сур­са к не­ре­сур­су, со­еди­не­ние со­стоя­ний. Для ус­та­нов­ки эф­фек­тив­но­го яко­ря не­об­хо­ди­мо удо­сто­ве­рить­ся, что че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет же­лае­мое ре­сурс­ное со­стоя­ние. От­ка­либ­руй­те (оп­ре­де­ли­те) сен­сор­ные клю­чи дан­но­го со­стоя­ния (ды­ха­ние, клю­чи глаз­но­го дос­ту­па, ми­ми­ка, мел­кие мы­шеч­ные дви­же­ния, на­пря­жен­ность-рас­слаб­лен­ность и т.д.). Ко­гда ре­сурс­ное со­стоя­ние дос­тиг­нет сво­ей выс­шей точ­ки, по­ставь­те якорь. Ес­ли это ки­не­сте­ти­че­ский якорь, то это мо­жет быть ру­ко­по­жа­тие или вы кос­не­тесь пле­ча, пред­пле­чья или со­жме­те за­пя­стье со­бе­сед­ни­ка. Это наи­бо­лее удоб­ные мес­та для ус­та­нов­ки яко­ря. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя про­верь­те якорь, на­ло­жив его точ­но на то же ме­сто и с той же си­лой дав­ле­ния. Ес­ли вы сде­ла­ли это пра­виль­но, вы долж­ны на­блю­дать клю­чи, ко­то­рые от­ка­либ­ро­ва­ли пе­ред ус­та­нов­кой яко­ря.

ГЕ­МИ­СФЕ­РО­ЛО­ГИЯ

Ге­ми­сфе­ро­ло­гия - нау­ка об асим­мет­рии по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га. Док­тор Род­жер Спер­ри, Но­бе­лев­ский лау­ре­ат (1981 г.), про­вел опе­ра­цию по раз­де­ле­нию по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га. На ос­но­ве ис­сле­до­ва­ний он сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию о до­ми­ни­ро­ва­нии по­лу­ша­рий у че­ло­ве­ка, со­глас­но ко­то­рой ле­вое по­лу­ша­рие спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вер­баль­но-сим­во­ли­че­ских функ­ци­ях, а пра­вое - на про­стран­ст­вен­но-син­те­ти­че­ских. Ле­вое по­лу­ша­рие “от­ве­ча­ет” за сло­вес­ные вы­ра­же­ния, чис­ла, ана­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние  и ли­ней­но-циф­ро­вые рас­су­ж­де­ния. Пра­вое по­лу­ша­рие “от­ве­ча­ет” за об­раз­ную па­мять, ори­ен­ти­ро­ва­ние в про­стран­ст­ве, во­об­ра­же­ние, цве­то­вые рит­мы, ки­не­сте­ти­че­ские пе­ре­жи­ва­ния и твор­че­ст­во. Обыч­но од­но из по­лу­ша­рий до­ми­ни­ру­ет, т.е. мож­но го­во­рить о ле­во­по­лу­шар­ных и пра­во­по­лу­шар­ных лю­дях.  Встре­ча­ют­ся слу­чаи рав­но­го раз­ви­тия по­лу­ша­рий - ам­би­дек­ст­рия.

    Между моделью (а НЛП - это модель человеческого опыта и мышления) и реальностью всегда существуют пробелы. Чем большим числом моделей располагает человек, тем он более опытен, тем более уместную модель он может подобрать для конкретного случая.

    Нейрологические индикаторы НЛП и поведенческие индикаторы по Свассинг и Барб хорошо коррелируют с опытом, но есть и исключения. Например: ученик Х может определяться как “визуальный” по НЛП-нейрологическим глазным ключам и “кинестетиком” по поведенческим признакам Свассинг и Барб.

Рассмотрим еще одну модель. Она возникла на основе успехов гемисферологии - области медицины, изучающей функции каждого полушария мозга. Во время операции на мозге было впервые сделано открытие, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии. С тех пор список навыков и способностей полушарий серьезно изучался и значительно расширен. Модель, основанную на гемисферологии, называют полушарной моделью.

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

логическое последовательное линейное , символическое 

основано на реальности

вербальное временное дискретное

"ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

интуитивное хаотическое абстрактное холистическое ориентировано на фантазии

невербальное вневременное аналоговое

 

НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУШАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

письмо

символы

язык

чтение

фонетика

расположение деталей

разговор и декламирование, аудиальные ассоциации

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

случайное осознание пространственные связи формы и паттерны

математические вычисления цветовая чувствительность

пение, музыка

артистичность, чувства и эмоции

 

КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ПОЛУШАРНОИ МОДЕЛЬЮ И НЛП

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

аудиальное левовизуальное

кинестетическое правовизуальное

 

    Анализ приведенной модели показывает, что основной образова­тельный поток (конвейер) - это “окультуриваиие” учеников преиму­щественно к левополушарным навыкам. Видно также, что “коридор­ные” ученики -преимущественно правополушарные.

    Учитель, натренированный в определении нейрологических при­знаков, сможет легко узнать визуальную способность учащегося. Вопрос - в определении правовизуального или левовизуального предпочтения. Поскольку нейрологические глазные ключи у них одинаковы, с целью различения нужно добавить поведенческие индикаторы (признаки). Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические глазные признаки и кинестетические поведенчес­кие, он преимущественно ПРАВОПОЛУШАРНОГО типа. Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические и поведенческие при­знаки, он ЛЕВОВИЗУАЛЬНОГО ПОЛУШАРНОГО типа.

В нейролог. индик. + В поведенч. индик. = Левое полушарие

В нейролог. индик. + К поведенч. индик. = Правое полушарие

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЕВОВИЗУАЛЬНЫХ И ПРАВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит символы (буквы, слова). Оценки выше тройки. Выказывает визуальные НЛП “ • индикаторы и визуальные поведенческие индикаторы. Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Фокусирован внутренне. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения о ней. о ней. Любит смотреть фильм после чтения книги.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит конкретные обьекты и рискует отставать в чтении. Выказывает визуальные НЛП индикаторы и кинестетические поведенческие индикаторы. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения

Любит смотреть фильм до чтения книги.

УС­ЛО­ВИЯ ЭФ­ФЕК­ТИВ­НО­ГО  УРО­КА С ПО­ЗИ­ЦИЙ НЛП

1. На­ча­ло уро­ка с по­зи­тив­но­го яко­ря. Ес­ли обу­че­ние ас­со­ции­ру­ет­ся с чем-то при­ят­ным - оно эф­фек­тив­но.

2. Мо­ти­ва­ция на обу­че­ние. Соз­дай­те при­чи­ну для уче­бы, свя­зан­ную с се­ман­ти­кой са­мо­го ре­бен­ка.

3. Ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке пра­во­по­лу­шар­но­го и ле­во­по­лу­шар­но­го под­хо­да, ук­руп­не­ние-раз­ук­руп­не­ние ин­фор­ма­ции (оп­ре­де­ли­те наи­мень­ший ку­сок, с ко­то­ро­го мож­но на­чи­нать про­цесс обу­че­ния), опе­ра­ция срав­не­ния (что об­ще­го и что раз­лич­но­го), по­ли­мо­даль­ная речь (ис­поль­зо­ва­ние пре­ди­ка­тов всех трех сис­тем), клю­чи глаз­но­го дос­ту­па, учет раз­ных ре­пре­зен­та­тив­ных сис­тем. Ин­фор­ма­ция, по­дан­ная по всем трем мо­даль­но­стям, вос­при­ни­ма­ет­ся как ре­аль­ная.

4. Ис­поль­зо­ва­ние со­стоя­ния не­по­ни­ма­ния. Од­ни, ко­гда на­чи­на­ют не по­ни­мать, злят­ся и те­ря­ют ин­фор­ма­цию, дру­гие ис­поль­зу­ют это со­стоя­ние. Ошиб­ка - то­же ре­зуль­тат дея­тель­но­сти. Не­по­ни­ма­ние - дверь к по­ни­ма­нию. Най­ди­те что-то, что бы­ло сде­ла­но хо­ро­шо.

5. Срав­ни­вай­те ус­пе­хи уче­ни­ка с его соб­ст­вен­ным про­шлым со­стоя­ни­ем, а не с ус­пе­ха­ми дру­гих. Ре­же го­во­ри­те час­ти­цу НЕ.

6. По­зи­тив­ное яко­ре­ние.

7. Об­мен стра­те­гия­ми, ис­поль­зо­ва­ние эф­фек­тив­ных стра­те­гий.

8. Под­дер­жа­ние груп­по­во­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го рап­пор­та.

9. Под­строй­ка к бу­ду­ще­му в кон­це уро­ка. Ус­пеш­ный уче­ник зна­ет, где, ко­гда и как он бу­дет при­ме­нять изу­чае­мое.

Рас­чи­ст­ка по­ля дея­тель­но­сти и мо­ти­ва­ция на обу­че­ние.

Пе­ред тем как  не­по­сред­ст­вен­но пе­ре­хо­дить к сня­тию ин­ди­ви­ду­аль­ной стра­те­гии ор­фо­гра­фии ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка, важ­но уз­нать их ожи­да­ния от за­ня­тий. Здесь  уме­ст­но ис­поль­зо­ва­ние во­про­сов “хо­ро­шо сфор­му­ли­ро­ван­ной це­ли”. Сле­дую­щее уп­раж­не­ние Ри­чард Бэнд­лер  на­зы­ва­ет “ра­бо­той со школь­ны­ми фо­бия­ми”. Од­на из глу­бо­чай­ших про­блем обу­че­ния со­сто­ит в том, что боль­шин­ст­во де­тей уже ис­пы­та­ли в шко­ле не­при­ят­ные пе­ре­жи­ва­ния на не­ко­то­рых уро­ках и ус­пе­ли сде­лать вы­вод, что к этим пред­ме­там у них нет спо­соб­но­стей. Из-за это­го оп­ре­де­лен­ный пред­мет или шко­ла во­об­ще ста­но­вят­ся сиг­на­лом, ко­то­рый за­пус­ка­ет не­при­ят­ные вос­по­ми­на­ния, за­став­ляю­щие ре­бен­ка пло­хо се­бя чув­ст­во­вать. Ино­гда это го­лос учи­те­ля (что-то вро­де “Ты ни­че­го не по­ни­ма­ешь!”), но ча­ще это внут­рен­няя кар­тин­ка, со­про­во­ж­даю­щая­ся не­при­ят­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми. А вы, долж­но быть, за­ме­ча­ли, что лю­дям не­мно­го­му уда­ет­ся нау­чить­ся, ко­гда они пло­хо се­бя чув­ст­ву­ют. Ес­ли ре­ак­ция ре­бен­ка по-на­стоя­ще­му силь­на, пси­хо­ло­ги да­же оп­ре­де­ля­ют ее как “школь­ную фо­бию”.

Су­ще­ст­ву­ет ряд тех­ник, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние пло­хо­го са­мо­чув­ст­вия в от­вет на школь­ные си­туа­ции. Са­мый про­стой спо­соб  сня­тия не­при­ят­но­го ощу­ще­ния, свя­зан­но­го с обу­че­ни­ем рус­ско­му язы­ку, за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем. На дос­ке сле­ва за­пи­ши­те слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, вы­де­ли­те ор­фо­грам­мы, со­ставь­те схе­му (на­де­ем­ся, та­кая ра­бо­та дос­та­вит вам удо­воль­ст­вие). По ре­ак­ции де­тей вы поч­ти без­оши­боч­но оп­ре­де­ли­те, у ко­го из них есть “фо­бия” на рус­ский язык. Те­перь пред­ло­жи­те де­тям за­крыть гла­за и по­ду­мать о ка­ком-то очень при­ят­ном ис­пы­тан­ном пе­ре­жи­ва­нии, на­при­мер, об ожи­да­нии чу­дес­но­го по­дар­ка на день ро­ж­де­ния или пред­вку­ше­нии ин­те­рес­ной по­езд­ки в ка­ни­ку­лы (важ­но, что­бы ожи­да­ние дей­ст­ви­тель­но сбы­лось), о ка­кой-то си­туа­ции, в ко­то­рой они чув­ст­во­ва­ли се­бя воз­бу­ж­ден­но и за­ин­те­ре­со­ван­но. За­тем пред­ло­жи­те от­крыть гла­за, что­бы од­ну-две се­кун­ды по­смот­реть на за­пись на дос­ке. По­том сно­ва по­про­си­те за­крыть гла­за и вер­нуть­ся к то­му вос­хи­ти­тель­но­му опы­ту. Сно­ва по­про­си­те по­смот­реть на дос­ку на не­сколь­ко се­кунд  доль­ше и опять вер­нуть­ся к при­ят­но­му пе­ре­жи­ва­нию. Про­де­лай­те че­ре­до­ва­ние еще не­сколь­ко раз, по­ка эти два пе­ре­жи­ва­ния не про­ин­тег­ри­ру­ют­ся проч­но. Про­верь­те ре­зуль­тат -  пред­ло­жи­те де­тям от­вер­нуть­ся и по­ду­мать о лю­бом ней­траль­ном пе­ре­жи­ва­нии, а по­сле это­го пусть они по­смот­рят на дос­ку и по­де­лят­ся с ва­ми свои­ми чув­ст­ва­ми. Уди­ви­тель­но, но это дей­ст­ви­тель­но ра­бо­та­ет! Эта тех­ни­ка на­зы­ва­ет­ся по-дру­го­му “ин­те­гра­ци­ей яко­рей”.

Ес­ли вы хо­ти­те дос­тичь ус­пе­ха в обу­че­нии школь­ни­ков, ис­поль­зуй­те из­вест­ный прин­цип НЛП - все­гда свя­зы­вай­те на­ча­ло обу­че­ния с ра­до­стью и удо­воль­ст­ви­ем. С при­ят­ны­ми и не­при­ят­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми свя­за­ны и осо­бен­но­сти па­мя­ти. Что­бы что-то вспом­нить, на­до вер­нуть­ся в то со­стоя­ние соз­на­ния, в ко­то­ром бы­ла по­лу­че­на ин­фор­ма­ция. Так ра­бо­та­ет па­мять. По­ду­май­те, ес­ли в на­ча­ле уро­ка ре­бе­нок был огор­чен или оби­жен учи­те­лем, а за­тем по­лу­чил но­вые све­де­ния по пред­ме­ту, то что­бы вспом­нить впо­след­ст­вии изу­чен­ное, он дол­жен вер­нуть­ся в то со­стоя­ние. И по­сколь­ку он не хо­чет чув­ст­во­вать се­бя пло­хо, он вряд ли вспом­нит.  Воз­мож­но, имен­но этим объ­яс­ня­ет­ся “то­таль­ная ам­не­зия” у боль­шин­ст­ва лю­дей на все 10 лет уче­бы.

Учи­ты­вая спо­соб­ность ре­бен­ка ви­деть внут­рен­ние об­ра­зы, мо­ти­ви­руй­те его на обу­че­ние. Пред­ло­жи­те пред­ста­вить кар­тин­ку, в ко­то­рой он ис­пы­ты­ва­ет удо­воль­ст­вие от то­го, что его хва­лят за гра­мот­но и кра­си­во на­пи­сан­ную ра­бо­ту. Не обя­за­тель­но за дик­тант или из­ло­же­ние - хо­тя бы за ма­лень­кое по­здрав­ле­ние с празд­ни­ком для близ­ко­го че­ло­ве­ка или ко­рот­кий кра­соч­ный пла­кат, ко­то­рый ему по­ру­чи­ли на­пи­сать. Пусть он рас­смот­рит вы­ра­же­ние ли­ца то­го се­бя на кар­тин­ке, ус­лы­шит чьи-то бла­го­дар­ные го­ло­са, по­слу­ша­ет свой внут­рен­ний диа­лог. Что чув­ст­ву­ет тот ре­бе­нок? Уточ­ни­те, дей­ст­ви­тель­но ли ему при­ят­но ви­деть, как хва­лят его в кар­тин­ке. Пусть он “по­вер­нет руч­ку на­строй­ки” и сде­ла­ет чув­ст­во мак­си­маль­но яр­ким и силь­ным. Спро­си­те, хо­чет­ся ли ему на са­мом де­ле по­бы­вать в та­кой си­туа­ции. А те­перь по­про­си­те ре­бен­ка “вой­ти” в кар­тин­ку и пе­ре­жить это ра­до­ст­ное со­стоя­ние. Ино­гда ре­бе­нок уп­ря­мо твер­дит, что он ни­ко­гда не смо­жет ока­зать­ся в по­доб­ной си­туа­ции. В по­доб­ном слу­чае уме­ст­но ис­поль­зо­ва­ние рам­ки “Как ес­ли бы это слу­чи­лось”. Хо­ро­ший эф­фект да­ет уп­раж­не­ние “Круг со­вер­шен­ст­ва” - те, кто по­се­тил курс НЛП-прак­тик, зна­ют это уп­раж­не­ние.

Вот те­перь мы ре­ко­мен­ду­ем пе­ре­хо­дить к сня­тию стра­те­гии ор­фо­гра­фии. Ес­ли груп­па боль­шая или по ка­ким-то при­чи­нам вам не­удоб­но сни­мать стра­те­гию ор­фо­гра­фии на за­ня­ти­ях, это мож­но сде­лать по­сле за­ня­тий. Уча­ст­ни­ку за­ня­тий пред­ла­га­ют­ся сло­вар­ные сло­ва, уже изу­чен­ные до это­го в шко­ле. Про­ще все­го взять учеб­ник и вос­поль­зо­вать­ся ор­фо­гра­фи­че­ским сло­ва­ри­ком в кон­це. Ис­пы­туе­мо­му да­ет­ся за­да­ние про­из­не­сти сло­во раз­дель­но по бу­к­вам. При этом ве­ду­щий про­во­дит “рас­па­ков­ку” стра­те­гии, на­блю­дая за клю­ча­ми глаз­но­го дос­ту­па. В про­цес­се сня­тия стра­те­гии уча­ст­ни­ку за­да­ют­ся сле­дую­щие во­про­сы: “Ко­гда ты про­из­но­сишь это сло­во по бу­к­вам, как ты по­ни­ма­ешь, что это сло­во пра­виль­ное? Что те­бе по­мо­га­ет? Ка­кие-то об­ра­зы, зву­ки, ощу­ще­ния или что-то еще? Что про­ис­хо­дит сна­ча­ла, ко­гда ты на­чи­на­ешь про­из­но­сить сло­во? Что про­ис­хо­дит по­том? Как ты про­ве­ря­ешь пра­виль­ность сло­ва? Что ты де­ла­ешь внут­ри, ко­гда со­мне­ва­ешь­ся в пра­виль­ном на­пи­са­нии сло­ва?” Вы­яв­лен­ные стра­те­гии фик­си­ру­ют­ся. Вот при­мер за­пи­си ус­пеш­ной стра­те­гии: “Вп - А - Вп/Вк - А”, где Вп - ви­зу­аль­ная па­мять, А - ау­ди­аль­ный ка­нал (счи­ты­ва­ние), Вп/Вк - ви­зу­аль­ная па­мять и ви­зу­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние (про­вер­ка или тест) и А - ау­ди­аль­ный вы­ход. Под­роб­нее о сня­тии стра­те­гий вы мо­же­те уз­нать из ста­тьи А. Пли­ги­на и П. По­веть­е­ва “Ис­сле­до­ва­ние стра­те­гий про­вер­ки на­пи­са­ния сло­вар­ных слов” (на­уч­но-ме­то­ди­че­ский сбор­ник НЛП, №1, 1996).

Есть ве­ро­ят­ность, что вы за­хо­ти­те уз­нать, ка­кие спо­со­бы раз­ви­тия па­мя­ти на ос­но­ве внут­рен­не­го ви­зуа­ли­зи­ро­ва­ния удоб­но ис­поль­зо­вать в про­цес­се за­ня­тий рус­ским язы­ком. Экс­пе­ри­мен­ты по­ка­за­ли, что ре­зер­вы па­мя­ти свя­за­ны с раз­ви­ти­ем об­раз­ной па­мя­ти.

Мы твер­до ве­рим, что важ­но не толь­ко нау­чить­ся за­по­ми­нать, но го­раз­до важ­нее нау­чить­ся вспо­ми­нать, вос­про­из­во­дить за­пом­нен­ное. Труд­но по­ве­рить, но ес­ли мы мо­жем уз­нать как де­ла­ют что-то ода­рен­ные лю­ди (а НЛП за­ни­ма­лось дол­гое вре­мя сня­ти­ем стра­те­гий  ус­пеш­ных лю­дей), зна­чит, это­му мож­но нау­чить­ся. Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли вы умее­те гра­мот­но пи­сать, что ме­ша­ет ре­бен­ку нау­чить­ся де­лать это так же хо­ро­шо, как и вы?

Хо­ро­ший эф­фект да­ют из­вест­ные мне­мо­тех­ни­че­ские прие­мы. Прак­ти­ка до­ка­зы­ва­ет, что уче­ни­ки с удо­воль­ст­ви­ем поль­зу­ют­ся ме­то­да­ми мне­мо­тех­ни­ки, спо­соб­ст­вую­щи­ми раз­ви­тию ви­зу­аль­ной па­мя­ти. На пер­вом за­ня­тии мы пред­ла­га­ем уча­ст­ни­кам за­пом­нить спи­сок из 20 слов, ис­поль­зуя “ме­тод Ци­це­ро­на” (“рас­ставь в сво­ей ком­на­те”). Ци­це­рон тре­ни­ро­вал свою па­мять так: то, что ему нуж­но бы­ло за­пом­нить, он рас­по­ла­гал в зна­ко­мой ком­на­те. По­том дос­та­точ­но бы­ло вспом­нить ком­на­ту и “прой­ти” по ней, со­би­рая не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­цию.

Таким образом,

1. Нам следует развивать свой опыт обучения и преподавания гораздо шире “потребностей среднего ученика”, в противном слу­чае, мода на стили образования будет следовать колебаниям маятника. Если учитель использует визуально ориентированный подход к чтению и правописанию, то скоро исследования укажут, что для отстающих учеников целесообразен аудиальный подход. Если учеников адаптируют преимущественно к аудиальному обучению, то лет через пять исследователи придут к выводу, что более уместен визуальный подход.

2. На образование оказывается постоянное социальное давление в учебном плане. С одной стороны, работодатели, к которым попадают наши правополушарные ученики, требуют от школы более качественного обучения базовым навыкам (активность левого моз­га), с другой стороны, компании, нанимающие левополушарных учеников, страдают от недостатка их оригинальности - им нужны творческие люди (активность правого мозга).

Все это - головная боль образования. Нам следует использовать правополушарные методы для обучения учеников левополушарным навыкам и наоборот. Как? Нам нужно использовать уже известную формулу -присоединяясь к их сильной (развитой) системе вести к тем аспектам, которые нуждаются в развитии.

3. Интересно взглянуть более широко на такие социальные явле­ния, как суицид, СПИД, социальное неблагополучие. Оказывается, что в основном этому подвержены невизуальные люди (аудиалы и кинестетики). Возникает вопрос: не обучаем ли мы в классе методам, которые потом переносятся в социальную сферу? Точкой опоры в работе с такими людьми будет развитие способности к внутреннему фокусу (внутренней концентрации) и воображению, что прямо или косвенно связано с осознанием и созданием будущего.

4. Предпочитаемая модальность входа человека (как он учится) может совершенно отличаться от выходной (как его спрашивают). В человеке очень много зависит от семейных стилей восприятия, научения. Представьте, как мало мы понимаем, чтобы брать на себя ответственность спрашивать (экзаменовать).

5. Якорение: мы знаем, что фобия это опыт нежелательного обучения с первой попытки. Можем ли мы понять, как мозг раз и навсегда запоминает, и использовать это для развития памяти?

6. Многие годы профессионалы анализировали, почему больные люди больны. Такая установка произвела на свет огромное количес­тво терминов и диссертаций, а в результате и пациенты и врачи делали болезнь устойчивей. Одна женщина, страдавшая эпилеп­сией, нуждалась в ежегодном клиническом обследовании. В течение ряда лет ее непрестанно ругали за то, что она не ведет дневник заболевания. Всякий раз, испытывая чувство вины, она начинала делать записи и сразу частота припадков возрастала. Затем ее внутренняя экология несознательно отвергала ведение дневника и частота припадков снижалась до исходного уровня. Дневник напоми­нал и призывал ее “болеть”.

Практикам НЛП необходимо тщательное изучение “здоровья” успешных учеников с целью выявления стратегии обучения других. В то же время нам следует быть более требовательными к тому, как передать это понимание, полученное в индивидуальной работе с учеником, учителям, работающих с классами из 25 - 35 учеников.

 

 

Категория: Логопедические технологии | Добавил: lumuza (08.10.2015)
Просмотров: 1169 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz