В результате изучения и апробирования различных компьютерных технологий я остановила свой выбор на следующих электронных программах и ресурсах сети Интернет:
Компьютерный модуль «Наставник»
Это серия мультимедийных учебных комплексов, выполненных в единой технологии, которые при установке интегрируются в единую обучающую среду. Главный программный модуль этой среды предназначен для организации начальной и уточняющей диагностики пробелов в знаниях, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных пробелов, проведения коррекционной работы, визуального контроля за усвоением учебного материала.
Обучающий комплекс «Русский язык. Средняя школа. 5-7 классы» охватывает основные линии изучения традиционной программы по русскому языку 5-7 классов: фонетику и графику, словообразование, лексикологию и фразеологию, морфологию, орфографию. Основу каждого комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков (см. рис.1,2). Количества учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребёнка на протяжении всего учебного года: 3-5 сеансов по 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю. Предлагаются различные стратегии обучения, учитывающие различия в интеллектуальных и психологических особенностях детей. Учебный комплекс «Русский язык. Начальная школа» охватывает традиционную программу по русскому языку 2-4 классов. Его основу составляют 6500 разноуровневых тестовых заданий, каждое из которых имеет отсылки на контекстную и справочную информацию. Справочную информацию составляют: гипертекстовый учебник-справочник, краткие текстовые подсказки, алгоритмы выполнения заданий, опорные графические схемы.
Данный модуль я использую с учащимися, имеющими педагогическую запущенность для устранения пробелов в знаниях по русскому языку. Также компьютерная программа «Наставник» применяется мною для закрепления и уточнения знаний у учащихся. Использование данной компьютерной технологии хорошо сочетается с модульным обучением, а в частности с таким приёмом как дальтонплан. После прохождения какой-либо грамматической темы и выполнения тестовых заданий на компьютере в рамках модуля «Наставник» заключается договор с ребёнком о том, что он самостоятельно проработает эту тему за компьютером на «отлично», акцент делается на формирование у ребёнка устойчивых навыков самостоятельной работы. Контроль осуществляется довольно просто: список тем выделяется цветом: серый—тема не пройдена, красный—неудовлетворительно, синий—удовлетворительно, сине-зелёный—хорошо и зелёный—отлично (см. рис.3). Цветовая индикация позволяет ребёнку сделать правильный вывод о качестве и глубине своих знаний по данной теме, и, как следствие, сформировать адекватную самооценку. Также динамику изучения какой-либо темы ребёнок может отследить по диаграмме, которая в процентах показывает количество изученного материала, и в цвете—качество изучения (см. рис.4). Также мною разработан план коррекционной работы для педагогически запущенных учащихся, имеющих пробелы в знаниях по русскому языку, с использованием программного компьютерного модуля «Наставник».
Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям (см. рис. 5, 6). Применение программы "Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Данную программу я использую на индивидуальных занятиях по коррекции неправильного звукопроизношения и лексико-грамматической недостаточности.
Программа Word
Ресурсы текстовой программы используются мною с целью развития звуко-буквенного анализа, связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности.
Во время обучения на логопедическом пункте все творческие работы детей оформляются в форме электронной книги, которую воспитанник печатает сам. Возможности программы позволяют сразу обнаружить ошибки и вовремя их исправить (текстовый редактор подчёркивает красным орфографические ошибки и зелёным пунктуационные). Это позволяет формировать у детей орфографическую зоркость, самоконтроль, а также способствует развитию связной речи и побуждает к творчеству. Книги дополняются иллюстрациями и фотографиями, взятыми из Интернета или своими личными. Детям полюбился такой приём, они во внеурочное время стали самостоятельно сочинять сказки, рассказы из личного опыта и добавлять в свои книги. Я руковожу творческим процессом детей в форме редактирования готовых работ. Во время этого процесса очень хорошо просматривается эмоциональное состояние детей. По содержанию сочинений можно диагностировать эмоциональную подавленность, либо возбуждённость ребёнка, повышенный уровень тревожности, либо склонность к асоциальному поведению и т.д. При возникновении тревожных симптомов я консультируюсь с психологом, и мы вместе разрабатываем план коррекции, даём рекомендации по взаимодействию с таким ребёнком на школьном консилиуме. В конце обучения на логопункте книги распечатываются и оформляются.
Программа Pоint
Это стандартная программа для рисования на компьютере. Она настолько проста, что освоить ее может даже пятилетний ребенок. За время работы в графическом редакторе дети научились рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять коллажи и многое другое. Весь этот материал дети используют для оформления своих электронных книг. Рисование в программе Paint на логопедических занятиях позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать зрительный и пространственный гнозис, а также способствует развитию цветового восприятия и позволяет диагностировать эмоциональное состояние ребёнка во время логопедического занятия по типу цветового теста Люшера. Все рисунки, создаваемые на коррекционном занятии, соответствуют основной лексической теме и задачам урока. Графический редактор используется мною только на индивидуальных занятиях.
Программа PowerPoint
Возможности данной программы используются для создания мультимедийных презентаций и компьютерных игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность. Презентации используются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальных формах работы. Это позволяет снизить количество громоздкого демонстрационного материала и увеличивает темп деятельности на логопедическом занятии.
Ресурсы сети Интернет
В своей работе я широко использую возможности, предоставляемые глобальной сетью, а именно:
· разнообразный красочный дидактический материал (картинки, фотографии, карты, схемы и т.д.);
· презентации, выложенные в сеть коллегами;
· справочные материалы;
· методическая литература;
· разнообразный речевой материал;
· flash-игры и многое другое.
Это позволяет наиболее красочно и занимательно представить изучаемый материал, что способствует оптимизации коррекционно-развивающего процесса.
В таблице №1 отображены основные моменты использования ИКТ на логопедических занятиях.
Таблица №1
Информационно-коммуникативная технология
|
Цель применения
|
Форма работы
|
Компьютерный модуль «Наставник»
|
· начальная и уточняющая диагностика пробелов в знаниях;
· ликвидация пробелов в знаниях у педагогически запущенных учащихся;
· формирование навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
· формирование адекватной самооценки.
|
Индивидуальная, подгрупповая
|
Компьютерный модуль «Игры для Тигры»
|
· коррекция неправильного звукопроизношения;
· формирование фонематического слуха;
· коррекция лексико-грамматической недостаточности
|
Индивидуальная
|
Программа Word
|
· развитие звуко-буквенного анализа;
· формирование связной речи;
· устранение лексико-грамматической недостаточности;
· развитие орфографической зоркости;
· диагностика эмоционального состояния ребёнка
|
Индивидуальная
|
Программа Pоint
|
· оптимизация процесса обучения;
· развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса;
· формирование цветового восприятия;
· диагностика эмоционального состояния ребёнка
|
Индивидуальная, подгрупповая
|
Программа PowerPoint
|
· оптимизация коррекционно-развивающего процесса;
· развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
|
Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная
|
Ресурсы сети Интернет
|
· оптимизация коррекционно-развивающего процесса
|
|
Таким образом, применение ИКТ на логопедических занятиях способствует оптимизации коррекционно-развивающего процесса и способствует полноценной коррекции имеющихся речевых нарушений у детей.
Литература
1. Мызникова Л.А. Материалы, представленные на региональный конкурс «Моё призвание—логопед».- Киреевск: КШИ, 2013.
2. Компьютерный модуль «Наставник». Практическое руководство, М.: Дэльфа М, 2002.
3. Компьютерный модуль «Игры для Тигры». Практическое руководство, М.: Дэльфа М, 2010.
|