Паспорт проектной работы
Название проекта: «Избранные сочинения».
Руководитель проекта: Мызникова Л.А.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: коррекция смешанной дисграфии (логопедия).
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: русский язык, информатика, технология, история.
Состав учащихся: 2-5 классы (8-12 лет).
Тип проекта: индивидуальный, творческий, долгосрочный.
Цели проекта:
1.Подготовить и написать авторскую работу «Избранные сочинения».
2.Оформить напечатанный материал в авторскую книгу.
3.Коррекция смешанной дисграфии.
4.Способствовать воспитанию любви к родному языку, родной стране, интереса к литературному творчеству.
Задачи проекта:
- Развитие умения обобщать, сравнивать и редактировать собранный материал.
- Формирование навыков работы в текстовом редакторе Word, Point.
- Развитие письменной речи через использование выразительных средств языка, ИКТ.
- Формирование общеучебных умений и навыков (рефлексивные, поисковые, коммуникативные, презентационные умения).
Вопросы проекта:
1.Что такое «авторская» работа? Почему нельзя перепечатывать в свою книгу произведения других авторов?
2.Является ли изложение творческой работой? Авторской работой?
3.Основные типы текстов.
Оборудование: письменные творческие работы детей (изложения, сочинения, авторские загадки, стихи, сказки), написанные ими на протяжении 3 лет (2-4 классы); фотографии и рисунки детей к своим произведениям; цветной картон, бумага формата А4, клей, нитки, шило, игла, линейка; компьютер с выходом в Интернет.
Аннотация.
По данным логопедической диагностики в рамках школы-интерната за последние 5 лет увеличилось количество детей-сирот, поступающих в наше учреждение, с системным речевым недоразвитием (2009г.—60%, 2014г.—90%). Нередко общее недоразвитие речи (ОНР) сочетается с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), педагогической запущенностью, задержкой психического развития (ЗПР) и т.д. Сложная структура нарушений у таких детей определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные функции. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Данный проект соединил в себе коррекцию письменной речи с помощью информационно коммуникативных технологий с развитием творческих способностей детей. С целью развития звуко-буквенного анализа, письменной связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности в рамках этого проекта я широко использую ресурсы текстовой программы Word.
Во время обучения на логопедическом пункте все творческие работы детей оформляются в форме электронной книги, которую воспитанник печатает сам. Возможности программы позволяют сразу обнаружить ошибки и вовремя их исправить (текстовый редактор подчёркивает красным орфографические ошибки и зелёным пунктуационные). Это позволяет формировать у детей орфографическую зоркость, самоконтроль, а также способствует развитию связной речи и побуждает к творчеству. На первоначальном этапе реализации проекта (2 класс) дети печатают в основном небольшие изложения, сочинения по вопросам. По мере взросления учащихся задания становятся всё более сложными: продолжи рассказ, придумай сказку с заданными словами, сочинение на заданную тему, рассказы на любую тему, сочинения определённого типа (повествование, описание, рассуждение), авторские загадки, стихи, сказки. Книги дополняются иллюстрациями и фотографиями, взятыми из Интернета или своими личными. Я руковожу творческим процессом детей в форме редактирования готовых работ. Во время этого процесса очень хорошо просматривается эмоциональное состояние детей. По содержанию сочинений можно диагностировать эмоциональную подавленность, либо возбуждённость ребёнка, повышенный уровень тревожности, либо склонность к асоциальному поведению и т.д. По сути, в рамках данного проекта, объединяющего всех детей начальной школы, реализуются множество индивидуальных проектов, посвящённых одной теме. Дети помогают друг другу в реализации замысла, делятся творческими идеями по оформлению книг, исправляют орфографические и синтаксические ошибки, применяя соответствующие правила русского языка. В конце обучения на логопункте книги распечатываются, сшиваются и оформляются. Готовые работы каждый автор представляет на выставке, где читает свои самые лучшие, на его взгляд, работы.
Продукт проекта: книга «Избранные сочинения».
Этапы сопровождения работы
- Организационный.
Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи: определение темы, постановка цели в ходе совместной деятельности педагога и детей; выбор названия будущей книги.
Сопровождающая деятельность учителя:
- Предложение напечатать свою книгу.
- Чтение сказок и рассказов из уже изданных ранее книг старших воспитанников.
- Помощь в формулировании проблемы, постановке задач, в организации поиска оптимального способа достижения поставленной цели.
- Подготовительный.
Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков реализации.
Задачи: определение структуры книги, её названия, способов оформления, разработка критериев отбора материала.
Сопровождающая деятельность учителя:
- Предлагает учащимся различные способы сбора и хранения информации.
- Организует процесс контроля и самоконтроля разработанного плана действий.
- Предлагает учащимся продумать критерии отбора материала в книгу.
- Помощь в определении круга источников информации.
- Этап реализации.
Цель: разработка проекта.
Задачи: самостоятельная работа учащихся по индивидуальным планам; промежуточное обсуждение этапов реализации плана в группах, на консультациях.
Сопровождающая деятельность учителя:
- Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
- Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
- Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
- 4. Заключительный.
Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи: анализ и синтез данных.
Сопровождающая деятельность учителя:
- Предлагает помощь в редактировании текстов.
- Наблюдает, советует, направляет процесс анализа, отбора произведений, соответствующих ранее разработанным критериям.
- Предлагает различные способы оформления книг.
- Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
- Презентация результатов.
Цель: демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи: подготовка к публичному выступлению на книжной выставке.
Сопровождающая деятельность учителя:
- Организует выставку.
- Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
- Выступает в роли эксперта.
- Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
|