Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 09:46

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты логопедических занятий

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ЗПР. Дифференциация Р-Рь.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика.

    Однажды Язычок очень устал и лёг спать на нижнюю губу («Лопатка»). Проснулся, выглянул в окошко («Иголочка»), влево-вправо посмотрел («Часики»), вверх-вниз (за зубами) («Качели»), опять прямо посмотрел («Иголочка») и увидел во дворе лошадку. 

-Лошадка, поехали в лес, - предложил Язычок.

-Поехали! – обрадовалась лошадка.

Вскочил Язычок ей на спину, и они поскакали («Лошадка»). Скачут они полями, скачут они горами, долго ли коротко ли, очутились в лесу. Оглянулись, а там грибов видимо-невидимо! Вот таких («Грибок»). Обрадовались Язычок и Лошадка и решили на гармошке сыграть («Гармошка»). Набрали наши герои целое лукошко грибов и обратно поскакали («Лошадка»).  Подъехали к своему двору, а там стоит злющий индюк и никого в ворота не пускает («Индюк»). Удивились Язычок и Лошадка, спрашивают:

-Индюк, ты почему такой злой?

-А как же мне не злиться! Всех напоили, накормили: и кур, и гусей, и уток, я один голодный остался.

-Так ты кушать хочешь? Пойдём ко мне в гости, - предложил Язычок, - я угощу тебя вареньем.

Обрадовался Индюк и отправился домой к Язычку. Наелись они варенья, да так перемазались! И губы, и щёки, и даже лоб в варенье! Решили друзья облизать верхнюю губу («Вкусное варенье») и попить воды. Взяли чашку («Чашечка»), налили туда водички, выпили и опять спать улеглись («Лопатка»).

Уточнение артикуляции звука Р с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-142».

-Наш язычок отдохнул и решил спеть песенку мотора: «Р-р-р-р».  (Ребёнок рычит в микрофон, а на экране постепенно появляются персонажи сказки «Репка». Длительность воздушной струи регулируется на компьютере).   

Формулирование темы занятия.

-Какой звук мы будем учиться произносить на сегодняшнем занятии? (Звук Р).  

Работа с компьютерными стендами.

  1. нахождение на стенде животных, в названии которых есть звуки Р, Рь (ящерица, черепаха, канарейка, снегирь, кролик, рыбка);
  2. везде ли звук Р звучит одинаково?
  3. распределение изображений животных на две группы: с твёрдым звуком Р, с мягким звуком Рь;
  4. закрепление цветового обозначения звуков: Р—синий, Рь—зелёный;
  5. характеристика звуков по плану: гласный / согласный, звонкий / глухой, твёрдый / мягкий;
  6. не птица и не зверь, в названии есть звук Р, кто это? (рыба)
  7. слушание информации, просмотр видеоклипа о рыбах на компьютерном стенде;
  8. вопрос перед прослушиванием диктора: На какие группы можно разделить всех рыб по особенностям питания? (растительноядные, животноядные, хищные).

Просмотр видеофильма о рыбах.

Рыбы—водные животные, дышат жабрами. Внешние покровы представлены кожей с чешуёй. Кроме челюстей рыбы имеют парные плавники, внутреннее ухо с тремя полукруглыми каналами и жаберные дуги. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьёв. Рыбы имеют большое значение для всех экосистем как составляющее пищевой цепи и большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу. Размеры современных рыб варьируются от 8 мм до 13 м (китовая акула). В мире существует около 30 тыс. видов рыб. По характеру питания они делятся на растительноядных, животноядных и хищных. Справедливости ради надо отметить, что это разделение условно. Пищей молоди рыб служат мельчайшие организмы из водорослей и простейших. Затем происходит переход на питание более крупными микроорганизмами, в основном представителями планктона: коловратками, ракообразными. И только затем происходит дифференцировка рыб на растительноядных, животноядных и хищных.

Игра «Рыболов».

-Сейчас мы отправимся на рыбалку. Давай возьмём удочки, наживку. На что мы будем ловить хищных рыб? Животноядных? Растительноядных? Но мы не просто будем ловить рыбок, а определять, какой в их названии звук Р: твёрдый или мягкий? В этом тебе помогут схемы. А также распределять рыб по способу питания на хищных, растительноядных и животноядных.

-Закрой глаза, представь, что ты сидишь на берегу речки или озера, вокруг тишина, только слышен шорох травы, плеск воды и кваканье лягушек (звучит аудиофайл со звуками болота). Открывай глаза, забрасывай удочку и тяни первую рыбку.

Ребёнок с помощью удочки цепляет на крючок вырезанные из фанеры силуэты рыб. Логопед называет рыбу, а ученик произносит предложение по образцу: Я поймал … (жереха) и, пользуясь цифровой линейкой, находит место звука Р в слове, определяет твёрдость / мягкость звука и соотносит с таблицей, где записаны схемы слов-названий рыб.

Рыбы: форель, густера, краснопёрка, карась, пескарь, жерех, осётр, амур (белый).

Хищные рыбы

Животноядные рыбы

Растительноядные рыбы

Рь-3 (жерех)

Р-5 (осётр)

Р-3 (форель)

Р-6 (густера)

Р-3 (карась)

Рь-6 (пескарь)

Р-4 (амур белый)

Р-2 Р-9 (краснопёрка)

 

Рефлексия.

Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что показалось самым трудным? Какое задание было лёгким? Что нового узнал на занятии?

 

 

Категория: Конспекты логопедических занятий | Добавил: lumuza (05.02.2022)
Просмотров: 107 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz