Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 08:50

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты логопедических занятий

Конспект интегрированного логопедического занятия "Дифференциация С-Ц. Птицы. Приготовление свекольного салата"

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Дифференциация с-ц. Приготовление свекольного салата.

Лексическая тема: Птицы.

Задачи.

Коррекционные:

  • Учить дифференцировать звуки и буквы С-Ц с опорой на артикуляцию изолированно, в слогах, в словах.
  • Продолжать формировать фонематический слух.
  • Продолжать учить употреблять слова в правильной грамматической форме.
  • Формировать зрительно-пространственный гнозис.
  • Формировать кинестетические ощущения при произнесении звуков С, СЬ, Ц.
  • Формировать межполушарное взаимодействие.
  • Продолжать формирование языкового анализа и синтеза.
  • Развивать словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание, воображение, память.
  • Расширять активный словарь.
  • Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

  • Продолжать формировать понятие о звуках русского языка.
  • Учить правильно давать характеристику звукам.
  • Ввести понятие «сложный звук» (аффриката).
  • Формировать навыки словоизменения и словообразования сложных слов (из двух корней).
  • Сформировать представление о птицах нашего региона, их образе жизни.
  • Учить классифицировать птиц по особенностям питания (хищные, зерноядные, насекомоядные, всеядные).

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-этические модели поведения.
  • Учить взаимодействовать в группе.
  • Учить работать в паре по технологической карте, распределять обязанности.
  • Работа над осведомлённостью.
  • Развивать рефлексию, самоанализ своей деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки со словами: всеядные, насекомоядные, зерноядные, хищные; комплект карточек со словоформами (названия птиц со звуками С и Ц)—8 шт.; бейджики с изображением птиц—8 шт. (ласточка, синица, скворец, сорока, сова, сыч, овсянка, снегирь); комплект карточек с графической записью названия продуктов—8 шт. (со звуками С и Ц); продукты для приготовления салата (в названии которых звуки С и Ц): свёкла, чеснок, грецкие орехи, подсолнечное масло, сухари, семечки, яйца, соль; карточки с текстом с пропущенными словами; 4 тёрки; 8 разделочных досок; 4 скалки; 4 мерных стаканчика; разнообразная посуда; фартуки и косынки по количеству детей; тетради, карандаши, ручки.

Предварительная работа:

Накануне занятия воспитатель прочитала детям небольшую информацию из Википедии о птицах (ласточка, синица, скворец, сорока, сова, сыч, овсянка, снегирь), об их образе жизни, особенностях питания, ареале обитания.

Ход занятия:

Организационный момент (кинезиология).

-Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все  пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

-А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.

Формулирование темы и цели занятия.

-Мы настроились на работу, и теперь должны догадаться, какова тема сегодняшнего занятия. Посмотрите на первый слайд. Кто герои сегодняшнего урока? (Демонстрируются изографы, на которых буквами  нарисованы аист и цапля—слайд №1).

-Выделите в слове АИСТ первый глухой согласный звук (С), в слове ЦАПЛЯ первый согласный звук (С и Ц). С какими буквами и звуками мы будем работать сегодня? (С, СЬ, Ц). Сколько звуков может обозначать буква эС? Цэ?

-А для чего мы будем учиться различать эти звуки? (Чтобы не путать их в разговоре и на письме) (слайд №2: тема и цель).

Характеристика звуков С, СЬ, Ц (слайд №3).

-Давайте дадим характеристику любимым звукам аиста и цапли.

Дети дают характеристику звукам по плану (устно):

Гласный или согласный

Звонкий или глухой

Парный или непарный по звонкости-глухости

Твёрдый или мягкий

Парный или непарный по твёрдости-мягкости.

Наблюдение за артикуляцией.

-Ребята, когда мы произносим звук аиста (С), то воздушная струя течёт плавно по желобку в центре языка, а кончик язычка упирается в основание нижних зубов, воздух холодный. А когда мы произносим звук цапли (Ц), воздушная струя выталкивается с усилием и это не случайно, потому что звук Ц—сложный звук и состоит из звука Т и звука С. Если мы быстро будем их произносить друг за другом, то получим звук Ц. (Дети пробуют произнести быстро сочетание ТС, наблюдают за артикуляцией).

Игра «Цепочка слогов».

-Аист и цапля очень любят свои звуки и хотят с вами поиграть в «Цепочку слогов». Каждому из вас я продиктую свою цепочку слогов, и только после того, как я покажу на вас—вы запишите её в тетрадь, а потом проверим.

Логопед диктует каждому ученику цепочку слогов:

 

Са-са-ца

Ца-са-ца

Ца-ца-са

СА-ца-ца

Сы-цы-сы

Сы-сы-цы

Цы-цы-сы

Цы-сы-сы

 

После того, как продиктована последняя цепочка последнему ребёнку, педагог указывает на первого и ученик записывает её в тетрадь. Потом взрослый показывает на второго ученика и т.д. Когда все дети записали свои цепочки, производится проверка.

Игра «Угадай птицу» (словоформы) (слайды №4-11).

-Ребята, аист и цапля пригласили в гости своих друзей—птиц, в названии которых есть их любимые звуки. Но буквы в названии все перепутались. Вчера с воспитателем вы читали про этих птиц, поэтому догадаетесь, кто спрятался на карточке.

Каждый из детей получает карточку со словоформой (птицы): ЦКОРСВЕ, АОСВ, ЫЧС, ЛСТКАОАЧ, ОСОАКР, ИАЦИНС, ЕРЬНГСИ, СКАОВЯН (скворец, сова, сыч, ласточка, сорока, синица, снегирь, овсянка). По мере демонстрации слайдов каждый ребёнок видит свою карточку, слушает пение этой птицы, рассматривает фотографию, читает небольшой текст. После того, как школьник расшифровывает карточку—он получает бейджик с изображением этой птицы. Перед началом демонстрации слайдов №4-11 даётся установка: запомнить, чем питается птица.

Физ.минутка (слайд №12).

-Дорогие мои птички, вы все живёте в наших краях. А сегодня к нам прилетели гости из Франции и хотят научить танцевать под свою народную песенку. (Звучит танец маленьких утят на французском языке—дети танцуют).

Графические схемы (слайд №13).

-Гости уже прилетели, чем же их будут угощать аист и цапля? Они просят нас сходить в магазин и приобрести продукты, даже написали список, но его зашифровали графически, выделив в названии количество слогов и звуки занятия.

Каждый ребёнок получает схему и отправляется в магазин за продуктами.

Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

 

Ц

 

 

ЯЙЦА

СЬ

 

 

 

 

 

СЕМЕЧКИ

 

 

С

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО

С

 

 

 

СВЁКЛА

С

 

 

 

 

 

СУХАРИ

С

 

СОЛЬ

С

 

 

 

ЧЕСНОК

Постановка проблемы №1.

-Птички, а что можно приготовить из этого набора продуктов?

Дети совещаются, предлагают разнообразные блюда. Если ребята сами не догадаются приготовить свекольный салат, то взрослый предлагает сам.

Распределение на пары.

-Вспомните, пожалуйста, чем питаются ваши птицы и займите своё место у рабочего стола.

Стол поделён на 4 зоны: зерноядные, хищные, всеядные, насекомоядные. Дети занимают своё место: зерноядные—овсянка, снегирь; хищные—сова, сыч; всеядные—сорока, скворец; насекомоядные—ласточка, синица.

Постановка проблемы№2.

-Все птички на своих местах, давайте разберёмся: насекомоядные питаются чем? Зерноядные? Хищные? Всеядные? Они будут клевать свекольный салат? Как оформить блюдо так, чтобы птички наелись?

Дети предлагают сделать салат в форме той еды, которой питаются их птицы.

 

 

Демонстрация технологической карты приготовления салата (слайд №14).

Дети изучают рецепт, задают вопросы, уточняют детали, распределяют виды работ между собой. Логопед поясняет, что значит: ½ и ¼ , щепотка, 1 ст.л., ингредиенты.

Приготовление салата.

-Птицы, минуточку внимания, а что самое первое, что мы должны сделать перед тем, как начать готовить? (Помыть руки, надеть фартуки и косынки).

-Хорошо, приступаем к готовке.

Дети готовят салат точно по рецепту, сверяясь с технологической картой. Готовое блюдо украшают в форме насекомого (насекомоядные), зёрнышка или ягодки (зерноядные), мышки (хищные) и т.д. Взрослый направляет, помогает, руководит, предлагает варианты украшения блюда с помощью семечек, яиц, орехов, сухариков и т.д.

Работа с деформированным текстом (слайд №15).

-Вы очень хорошо потрудились, приготовили вкусные блюда. Давайте составим об этом рассказ. Посмотрите на слайд: вместо картинок вам надо вставить в текст слова со звуками занятия.

Дети вписывают слова в текст. Логопед контролирует, чтобы слова употреблялись в правильной грамматической форме.

Карточка:

Однажды __________ и _______________ пригласили в гости ____________ . Они приготовили вкусный ____________ из ______________________ с _________________ и _________________________

__________________. Птицы остались довольны.

 

Прощание с птицами (теневой театр) (слайд №16).

-Вот и пришла пора прощаться. Птицам очень понравилось в гостях у аиста и цапли, но им пора домой.

Звучит медленная музыка, в кабинете выключается свет, дети кистями рук имитируют полёт птицы перед лучом проектора, добиваясь схожести тени на экране с птицей. Затем снимают бейджик с изображением птицы, косынку, фартук и занимают своё место.

Рефлексия.

-Ребята, какая была тема занятия? Цель? Как вы думаете, мы добились нашей цели? Поставьте себе на полях тетради оценку за занятие. Почему поставил(а) такую отметку?

-Вы сегодня хорошо потрудились, приготовили вкусный салат, который съедите в столовой и угостите всех остальных ребят. До свидания и приятного аппетита!

 

Категория: Конспекты логопедических занятий | Добавил: lumuza (14.12.2016)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz