Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 21:44

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты логопедических занятий

Конспект интегрированного логопедического занятия "Многозначные и однозначные слова. Приготовление ягодного киселя"

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: ОНР (IV), смешанная дисграфия.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Слова однозначные и многозначные. Приготовление ягодного киселя.

ТИП ЗАНЯТИЯ: интегрированное логопедическое занятие «открытия нового знания».

ЦЕЛЬ: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с многозначными и однозначными словами, коррекция общего недоразвития речи.

Предметные УУД: создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах; обеспечить усвоение учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала; формирование межполушарного взаимодействия; развитие скорости мышления; обогащение словаря; устранение аграмматизмов в устной и письменной речи; развитие чувства ритма; развитие осведомлённости; социализация в условиях интернатного обучения.

Метапредметные УУД:

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

Оборудование: мультимедийная презентация, настольно-печатная игра «Многозначность существительных в русском языке» (В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко), толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; предметы для игры «Найди пару»: стакан (посуда)-стакан (корпус артиллерийского снаряда), зажжённая свеча (язык пламени)-язык ботинка, тарелка (посуда)-тарелка (музыкальный инструмент), ложка (столовый прибор)-ложки (музыкальный инструмент), вилка (столовый прибор)-вилка (электрический разъём); оборудование и продукты для приготовления киселя: ягоды, вода, крахмал, сахар, кастрюля, чашки (для разведения крахмала), ложки, столовые приборы для сервировки стола, выпечка; фартуки, косынки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
    2.Актуализация знаний.
  2. Введение в тему. Постановка учебной задачи.
    4. Первичное закрепление материала .
    5. Физ.минутка.

6. Вторичное закрепление материала

  1. Итог занятия.
    8. Рефлексия.

 

Этап занятия

Задачи

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

 

 

Развитие межполушарного взаимодействия.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

 

Ухо—нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

 

Перекрёстное марширование.

Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

Выполняют кинезиологические упражнения.

Сотрудничество с учителем.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение пройденного материала (антонимы, синонимы, фразеологизмы).

Формирование общеинтел-лектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация).

Развитие скорости мышления.

Вопросы:

Какие темы в разделе «Лексика» мы уже изучили?

Что такое антонимы?

Что такое синонимы?

Что такое фразеологизмы?

Задания:

«Подбери антоним» (с мячом).

Зной-, хохотать-, близко-, яркий-, нищета-.

«Подбери синоним» (с мячом).

Зной-, хохотать-, близко-, яркий-, нищета-.

«Антоним-синоним» (с мячом).

Антоним к слову плохой, антоним к слову сидит, синоним к слову громадный, синоним к слову друг, антоним к слову урод.

«Что означает фразеологизм?»

Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями (слайд):

Глаза на лоб лезут (сильно удивляться), глаза слипаются (сильно хочется спать), глаза на мокром месте (часто плачет), набрать в рот воды (хранить молчание), в мгновение ока (быстро).

Отвечают на вопросы, выполняют задания, сверяют правильность выполнения со слайдом.

Умение строить речевое высказывание в устной форме, осуществле-ние контроля по результату и способу действия.

Введение в тему. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь в осознании социальной, практической и личностной значимости материала.

Какую тему мы не изучали?

Что такое многозначные слова? Однозначные слова?

Какую цель мы поставим на сегодняшнем занятии? Чему мы будем учиться?

Почему мы находимся в кабинете подготовки к самостоятельной жизни? Что мы будем готовить? Что мы уже готовили в этом кабинете?

Демонстрация темы и целей занятия на слайде.

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель занятия.

Умение ставить учебную задачу, выделять причинно-следственные связи.

Первичное закрепление материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о многозначных словах.

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.

Настольно-печатная игра «Многозначность существительных в русском языке».

У каждого ребёнка по три картинки с изображением предмета. У педагога карточки с изображением второго значения этого слова. Задача учащихся собрать пары. Педагог не называет картинку, при затруднении—слово произносится. Когда все пары собраны, то учитель просит составить предложение, в котором будет употреблено слово, изображённое на карточках в двух значениях. Картинки: тройка, шляпка, шишка, ласточка, конь, зонтики, обрыв, цилиндр, кольцо, спинка, стрела, головки, спутник, винт, ёжик.

Где можно узнать о том однозначное слово или многозначное?

Как правильно пользоваться толковым словарём русского языка?

Игра «Подбери пару».

Педагог предъявляет ученикам по одному предмету (язык ботинка, стеклянный стакан, ложка, вилка, тарелка). Дети должны среди предметов найти второе значение этого слова, пользуясь словарём.

Предметы: вилка (электрический разъём), ложка (музыкальный инструмент), тарелка (музыкальный инструмент), язык пламени (зажжённая свеча), стакан (корпус артиллерийского снаряда).

Подбирают картинки к многозначным словам с различными значениями. Составляют предложения с многозначными словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью толкового словаря совместно находят значения слов и подбирают к данному предмету предмет со вторым значением этого слова.

 

 

Умение выделять нужную информацию для ответа на вопрос; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу; умение планировать свою деятельность; умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаруживать отклонения, корригировать свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Физ.минутка

Развитие чувства ритма.

Под русскую народную мелодию играет на ложках.

Повторяют за педагогом.

Сотрудничество с учителем.

Вторичное закрепление материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, корректировка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие осведомлённости; социализация в условиях интернатного обучения.

 

По лексическому значению отгадайте слово. Ответ—то, что мы будем готовить: студенистое жидкое кушанье, готовят из ягод, на молоке или из овса (кисель). Слово имеет одно значение—однозначное.

Для приготовления киселя нам потребуются: кастрюля, вода, сахар, крахмал, ягоды. Какие из этих слов однозначные, а какие многозначные? Докажите.

Предлагает план приготовления киселя.

Приготовление киселя (план на слайде):

В кипящую воду всыпать ягоды и сахар, процедить.

Развести крахмал в холодной воде.

Влить разведённый крахмал тонкой струйкой в кипящий компот, непрерывно помешивая.

После загустения—снять с огня.

Контролирует приготовление, даёт рекомендации, руководит процессом.

Отвечают на вопросы, работают со словарём, обсуждают между собой, вносят исправления, поясняют ошибку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моют руки, надевают косынки и фартуки, оборудуют своё рабочее место необходимой посудой, готовят кисель по плану.

Сервируют стол для дегустации киселя.

Умение выдвигать гипотезу; искать и выделять необходимую информацию; умение находить эффективные способы решения. Анализ, построение логической цепи рассуждений.

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество с учителем. Умение сличать свою работу с заданным эталоном.

 

Итог занятия.

 

Анализ успешности достижения цели.

 

Вопросы:

Какова была тема занятия?

Что такое многозначные слова? Однозначные слова?

Как определить, сколько значений у слова?

Все ли поставленные в начале занятия задачи были выполнены? (демонстрация первого слайда с темой и целями занятия).

Отвечают на вопросы. Определяют успешность достижения цели занятия, точность выполнения и решения поставленных задач.

 

Умение осуществлять контроль по результату и способу действий.

 

Рефлексия.

Формирование адекватной самооценки.

Оцените себя с помощью фразеологизма (слайд).

Сегодня на занятии я …

Работал не покладая рук

Работал спустя рукава

Считал ворон

Работал в поте лица

Работал засучив рукава

Бил баклуши

Оценивают себя. Строят фразу с использованием фразеологизма.

Приглашают гостей за стол.

Самоанализ. Самооценка.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Настольно-печатная игра «Многозначность существительных в русском языке», М., 2000г.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка , м., 2005г.

 

Категория: Конспекты логопедических занятий | Добавил: lumuza (29.03.2017)
Просмотров: 1655 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz