Мой путь к успеху в профессиональной деятельности начался с момента поступления в Тульский педагогический колледж №2. Я решила пойти по стопам моей мамы, которая всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Специализация «Воспитатель логопедических групп», которую я получила за годы обучения в колледже, а также практическая работа в данной должности, помогли окончательно определиться с выбором профессии. Я поняла, что моё призвание—быть логопедом. В 1999 году я поступила в Орловский государственный университет на факультет педагогики и психологии отделение «Логопедия». На сегодняшний день мой педагогический стаж 17 лет, и я ни разу не пожалела о сделанном когда-то выборе.
Приоритетными направлениями моей деятельности являются:
ü Изучение, апробирование и адаптация к условиям школы-интерната новых диагностических технологий, позволяющих более точно и глубоко проанализировать имеющиеся отклонения от речевой нормы у разных категорий детей с ОВЗ;
ü Разработка в рамках Федерального проекта «Школа здоровья» здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранить хорошее самочувствие детей;
ü Оптимизация коррекционно-развивающего процесса с помощью ИКТ;
ü Применение модульного обучения на логопедических занятиях;
ü Аналитическая деятельность.
Изучение, апробирование и адаптация к условиям школы-интерната новых диагностических технологий.
Цель: разработка диагностических программ, позволяющих более точно дифференцировать нарушения устной и письменной речи у младших школьников и подростков с различными сопутствующими диагнозами (педагогическая запущенность, ММД, СДВГ, ЗПР и т.д.).
Актуальность данного направления работы заключается в том, что за последние 5 лет увеличилось количество детей, поступающих в школу-интернат, с различными нарушениями речи, имеющими вторичный характер. Первичными дефектами в большинстве случаев являются педагогическая и социально-бытовая запущенность, ЗПР, разнообразные нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.
Результат работы:
ü Адаптация к условиям школы-интерната диагностической программы нейропсихологического обследования Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной для детей младшего и среднего школьного возраста, составление протокола обследования речи;
ü Разработка тестовых заданий для выявления уровня развития устной и письменной речи старших школьников, составление протокола обследования;
ü Презентация опыта по данной теме на областном семинаре «Актуальные вопросы взаимодействия учреждений социального обслуживания семьи и детей с центральной (областной) ПМПК».
Разработка здоровьесберегающих технологий в рамках Федерального проекта «Школа здоровья».
Цель: оздоровление детей на логопедических занятиях.
Актуальность этого направления работы состоит в том, что по данным диспансеризации количество детей с различными хроническими заболеваниями в школе-интернате составляет примерно 80% и для такой категории воспитанников необходим щадящий режим обучения. Разработка здоровьесберегающих технологий позволяет также остальным детям сохранить хорошее самочувствие и не утратить своё здоровье за время обучения в школе. Применение здоровьесберегающих технологий необходимо для того, чтобы ребёнок получил полноценную коррекционную помощь.
Результат работы:
Разработка комплекса кинезиологических упражнений для разного вида деятельности на логопедическом занятии;
Разработка гибкой структуры логопедического занятия, которая предотвращает утомление детей;
Проведение гимнастики для глаз;
Участие во Всероссийском семинаре «Немедикаментозные средства оздоровления детей»;
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов Киреевского района на тему «Коррекция СДВГ на логопедических занятиях»;
Проведение научно-практического семинара «Взаимодействие логопеда и педагогов по индивидуализации образовательного процесса с учётом уровня речевого развития учащихся» в рамках школы-интерната.
Оптимизация коррекционно-развивающего процесса с помощью ИКТ
Цель: оптимизация коррекционно-развивающего процесса; развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Актуальность: использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо широко использовать в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе информационно-коммуникативные технологии как одно из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Результат:
Количественный анализ результативности логопедической работы за последние 3 года представлен на диаграмме №2.
Снижение количества выпущенных детей объясняется поступлением в школу-интернат, в основном в 4-7 классы, большого числа педагогически запущенных учащихся с общим недоразвитием речи. Основная масса вновь поступивших воспитанников имеют значительные пробелы в знаниях по русскому языку в сочетании с различными видами дисграфии и дислексии и стойким негативизмом ко всем видам обучения. При планировании логопедической работы с такими детьми я широко использую все возможности, предоставляемые информационно-коммуникативными технологиями. Такая работа дала положительный результат. По данным анонимного анкетирования вновь поступивших в школу-интернат младших подростков, занятия с применением ИКТ им наиболее интересны, и информация, представленная в интерактивной форме, надолго запоминается. Также отмечается снижение негативизма к логопедическим занятиям.
Параллельно с количественной оценкой логопедической деятельности проводится качественный анализ результатов коррекционно-развивающей работы на логопункте (диаграмма №3).
Отличная динамика предполагает отличную успеваемость по русскому языку, хорошая—соответственно—успеваемость на оценку «4» и удовлетворительная—на «3». В 2012-2013 учебном году все выпускники логопедического пункта получили годовую оценку «4» по русскому языку.
Обобщение опыта по этой теме мною было представлено на педагогическом совете, а также в конкурсных материалах. Даны рекомендации педагогам по применению информационно-коммуникативных технологий в процессе работы с детьми, имеющими различные нарушения устной и письменной речи. Два конспекта логопедических занятий с применением ИКТ были опубликованы в СМИ («Педагогическая газета» pedgazeta.ru/download.php?id=20723, журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/43915)
Применение модульного обучения на логопедических занятиях
Цель: преодоление учебных затруднений у детей с нарушениями речи путём формирования и развития навыков учебной деятельности.
Актуальность: по данным психологических исследований в последнее время отмечается рост количества детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Модульное обучение, предлагаемое группой логопедов-практиков из Санкт-Петербурга (Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д., Иванова Т.А., Иванова О.В., Конюхова Е.В.), позволяет преодолеть учебные затруднения путём формирования и развития навыков учебной деятельности. Эта программа включает в себя 6 модулей:
1) Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию;
2) Умение планировать действия по выполнению задания;
3) Умение осуществлять итоговый самоконтроль;
4) Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
5) Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности;
6) Умение общаться в учебной ситуации.
Результат:
Наметилась положительная динамика по формированию учебных умений и навыков у разных категорий воспитанников (дети стали лучше ориентироваться в учебной ситуации, планировать свои действия по выполнению различного рода заданий, учащиеся приобрели умение произвольно регулировать своё внимание, своевременно переключаться при смене видов деятельности, осуществлять самоконтроль);
По результатам психологического исследования (май 2013 г.) у 40% детей, посещающих логопедические занятия, выявилась адекватная самооценка (по сравнению с 2012 г. адекватная самооценка наблюдалась у 25% детей), т.е. учащиеся научились осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика;
Аналитическая деятельность
Цель: выявление динамики речевого развития детей, отслеживание эффективности применяемых логопедических технологий.
Актуальность: отслеживание динамики речевого развития детей, посещающих логопедические занятия, необходимо для того, чтобы сделать вывод об эффективности использования тех или иных коррекционно-развивающих технологий и целесообразности их применения в логопедической практике.
Результат:
ü Изучение данных медицинского, психологического и педагогического обследования ребёнка и сопоставление этой информации с результатами логопедической диагностики для составления полной картины имеющихся нарушений, выявление основных причин отставания в речевом развитии;
ü Оформление аналитических отчётов о проделанной работе;
ü Разработка стратегии коррекционного воздействия на каждого ребёнка совместно с психологами, социальными педагогами, учителями, воспитателями и медиками.
За этими сухими фактами и цифрами скрываются наши дети, каждый из которых—неповторимая личность со своими мечтами, надеждами, с огромной потребностью в принятии и любви. Поэтому моя коррекционная деятельность окрашена в тёплые эмоциональные тона, пронизана уважением и любовью к детям-сиротам. Каждого ребёнка я стараюсь поместить в «ситуацию успеха», похвалить даже за незначительные успехи. Улыбка, заинтересованность, хорошее настроение ребёнка на логопедическом занятии—вот главная награда за мой труд.
|