Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 07:13

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический материал

Игры и упражнения по корреции устной и письменной речи учащихся. 3 блок: "Суффиксальный способ образования слов".

1.     «Работа слов».

У каждого слова своя работа. Одни называют предметы, другие действия, признаки. Есть маленькие слова, они ничего не называют, но они не бездельники. Они помогают другим словам связываться друг с другом (дружить) в предложениях. Язык потому и служит верно людям, что все слова в нём дружно работают. Как же устроены слова? Из каких частей состоят? Зачем нужна каждая часть? Главная часть—основа—она называет слова (предмет, действие, признак).

это крепыш, его зовут корень. Вы уже знаете, что он один может составить слово.

это суффикс, волшебник.

Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. А если отбросить суффикс да ещё использовать приставку, тоже что-нибудь может получиться, например, неуч.

Суффиксы могут придавать словам разные смысловые оттенки. Например, показывать большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Сейчас мы попросим вас угадать, о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких. В книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Промокашкин, Черепушкин, Кондрашкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин, а также профессорша Мордочка.

Вам всё ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, Тараканищин. А профессорша, наверное, была бы Мордище.

А теперь скажите, каким живым существам дают названия с суффиксами –ат(а), -ят(а)? Наверное, вы ответите примерно так. Эти существа совсем маленькие и пушистые. Они появляются на свет слепыми, жалобно пищат. Глазки у них открываются не сразу. А потом они подрастают и весело резвятся. Вам понятно: словами с суффиксами –ат(а), -ят(а) называют маленьких, трогательных и симпатичных: котята, лисята, медвежата.

А бывают суффиксы-дразнилки. Например, если вас обзовут словом, которое оканчивается на –юга, вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга, не хитрюга и тем более не зверюга.

 2.     «Большой-маленький».

Логопед называет большой предмет, ученик—маленький.

Объясните, какие суффиксы помогли образовать новые слова. Сравните оттенки в их значении.

 3.     «Назовите ласково».

Логопед называет слово, а ученик должен образовать от этого слова новое с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 4.     «Кузовок».

Вот кузовок, кладите в него всё, что есть на –ок.

Учащиеся подбирают слова или картинки на –ок, называют их, затем записывают в тетради, обозначают суффикс. Выигрывает тот ученик, который назовёт большее количество слов.

 5.     «Эхо».

Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ц-, -иц-, -ец-.

 тело-тельце                                                       здание-зданьице

дело-                                                                  задание-  

село-                                                                   письмо-                  

сало-                                                                   объявление-

мыло-                                                                  знание-

пальто-                                                               объяснение-

 6.     «И я тоже».

Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям, качествам.

 Я умник—и я тоже умница.

Я ученик—и я тое ученица.

Я учитель—

Я отличник—

Я скромник—

Я писатель—

Я работник—

Я наладчик—

Я охотник—

Я шутник—

Я лыжник—

Я воспитатель—

Я укротитель—

Я разведчик—

 7.     «Найди место».

Картинки, изображающие кузовок с надписью: кузовок и чемодан с надписью: чемоданчик.

Логопед выставляет на доску картинки и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях кузовок и чемоданчик, внизу написать соответствующие суффиксы. Затем дети читают написанные на доске слова и определяют, что надо положить в кузовок, а что в чемоданчик. После этого вписывают слова в два столбика, обозначая корень и суффиксу.

 8.     «Найди хозяина».

Картинки, изображающие великана, гномика и дровосека.

На фланелеграфе выставлены картинки. Логопед спрашивает: «У кого голова? (у дровосека) У кого головка? (у гномика) У кого головища? (у великана)». Затем логопед вперемешку называет части лица и тела сказочных персонажей, ученики находят хозяина. Логопед записывает слово под соответствующей картинкой, выделяя корень. После записи всех слов дети определяют, какая часть слова помогла узнать, кому это слово принадлежит, и выделяют суффиксы.

 9.     «Кто это?»

Образуйте имена существительные мужского рода. Введите в словосочетания.

 Танцевать—танцор

Плавать-

Служить в пехоте-

Ходить по канату-

Ездить на мотоцикле-

Продавать-

Петь-

Бороться-

Умный-

Храбрый-

Умелый-

Глупый-

10.                      «Мышки».

Спишите, замените выделенные слова другими словами, образованными при помощи указанных суффиксов.

 Собрались мыши (к) у своей норы (к), старые и малые, глаза (к) у них чёрные (еньк), лапы (к) у них маленькие, острые (еньк) зубы (к), серые (еньк) шубы (к), уши (к) кверху торчат, хвосты (ищ) длинные. Ой, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапой (к) приголубит, хвосты (ик) вам помнёт, шубы (к) вам порвёт.

 11.                      «Подбери слова к схемам».

Разнесите слова в соответствии со схемами:

 Записка, переплёт, поломка, дождик, побег, нагорный, мясник, часок, вырос, глазок, переход, волосок, завал, грибок, путник, выход.

 12.                      «Лисица и тетерев».

Прослушайте текст. Определите слова, которые произносим ласково. Сделайте вывод, что придаёт этим словам такой смысловой оттенок.

 Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит: «Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять».

 

 

 

 

 

 

Категория: Методический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 1878 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz