1. «Весёлые человечки».
Давайте сыграем в игру. В ней будут такие участники: вы, два весёлых человечка, дорога, два домика—один в начале дороги, другой в конце, а на дороге мостик через речку и большая лужа. А ещё в игре будут участвовать морфемы. Корень –ш-, который обозначает движение. Суффикс –л-, обозначающий в глаголах прошедшее время и окончание –и. соединив части вы получите слово шли. А ещё в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Ваша задача в игре—списать действия весёлых человечков, образуя от слова шли другие слова с приставками. Что получилось? Целый рассказ. И, как видите, помогли вам в этом приставки.
2. «Кто быстрее?»
Учащимся предлагается назвать тридцать глаголов с приставками о-, об-.
3. «Самый быстрый».
Предлагаются группы слов с какой-то приставкой. Например, пре-, при-. Необходимо правильно и быстро определить значение их на основании сравнения в следующих словах:
Прибрежный превосходный
Прибраться пренеприятный
Приоткрыть претерпеть
Прижаться пренебречь
Привалиться прекрасный
4. «Образуй слова по схеме».
Образуйте новые слова с приставками по схеме:
Под: писать, бежать, нести, везти, писать
В: лететь, бежать, писать
С: бежать, резать
Об: ход, вал, жег
От: важный
5. «Ромашка».
Делается заготовка цветка ромашки, раскрашивается. В центре записывается слово и, используя любые приставки, образуем однокоренные слова. Можно предложить составить словосочетания, предложения, рассказ с этими словами. Приставки написаны на лепестках ромашки.
6. «Найди лишнее слово».
Найдите лишнее слово. Докажите, почему.
Походка пробег уснуть смешно
Полёт прокладка убить слышно
Полоска проба ужаснуться страшно
Поклажа прогулка унизить сполна
7. «Чем различаются слова?»
Чем различаются слова. Объясните. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Оклик—отклик
Поделка—подделка
Поставка—подставка
Опечатки—отпечатки
Оговорка—отговорка
Подсказка—присказка
8. «В походе».
Прочитайте. Выпишите выделенные слова, выделите приставки.
Вечером мы приготовили вещевые мешки. Уложили в них аптечку, миски, ложки. Рано утром отправились в путь. В лесу Саша Петров порезал стеклом ногу. Наш санитар смазал рану йодом и забинтовал ногу. Саша вместе с нами продолжал путь.
|