Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 03:39

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический материал

Игры и упражнения по корреции устной и письменной речи учащихся. 5 блок: "Дифференциация предлогов и приставок".

 

1.     «Первая прогулка».

Спишите текст, вставляя между предлогом и словом подходящие по смыслу слова. Подчеркните предлог.

 

На …. тропинку из …кустов выскочил цыплёнок. Следом за …цыплёнком выбежали ещё цыплята. А следом за …цыплятами из …кустов показалась мать-курица. Она осмотрелась кругом и увела малышей на …прогулку.

 

Слова для справок: колючие, лесную, первым, рябенький, маленькими, первую.

 

2.     «Подбери предлог».

Подчинённые слова, заключённые в скобки, поставьте в нужном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки, и вы прочтёте в выделенной вертикальной строке название вида связи между словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лечиться                               (врач)                                                                                                                         

Тетрадь          (математика)

Сказать                                                                                                             (свидетель)

Смеяться          (лодырь)

играть                    (хоккей)

вредный                         (здоровье)

сдаться                          (бой)

выступить        (собрание)

отрывок             (рассказ)

автобус          (кондуктор)

 

 

3.     «Колина записка».

Найдите ошибки в Колиной записке. Какие слова он не умеет писать? Перепишите записку без ошибок.

 

У нас вклассе новый у ченик. Унего большая коллекция марок. Я тебя сним по знакомлю.

 

 

 

4.     «Проказы старухи-зимы».

Прочитайте текст. Спишите его, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

(За)думала зима всякое дыхание (со)света (с)жить. Прежде всего стала она (до)птиц (до)бираться: надоели они ей своим криком и писком. (По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и разметала их (по)дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стаями собираться. (По)кричали и (по)летели в тёплые страны. Остался воробей, да и тот (под)крышу (за)бился.

 

5.     «Не ошибись».

Победителем считается тот, кто за определённый отрезок времени аккуратно и правильно напишет три слова с приставкой в- и три слова с предлогом в; три слова с приставкой на- и три слова с предлогом на и т.д.

 

6.     «Заказ».

Задание для играющих: мне нужны глаголы с приставками; мне нужны существительные с предлогами.

 

Набор 1.  (в)ходить, (на)писать, (за)думать, (из)мерить, (по)дарить, (от)дать, (у)ехать, (под)бросить, (до)делать, (про)давать, (над)строить, (при)гнать, (о)смотреть, (об)вязать, (с)дать.

Набор 2.  (в)класс, (на)болоте, (за)столом, (из)стали, (по)улице, (от)берега, (у)дома, (под)деревом, (до)пристани, (про)лису, (над)озером, (при)школе, (о)лошади, (об)отце, (с)матерью.

 

Наборы смешиваются и раздаются участникам игры. При ответе должно быть объяснено, что это и как пишется.

 

7.     «Соревнование».

Развитие умения выделять предлоги в тексте.

На доске записаны 2-3 стихотворения по числу рядов или команд. Дети каждого ряда по порядку читают своё стихотворение по одной строчке. Кто нашёл знакомый предлог, выходит к доске и подчёркивает его. Если представитель одного из рядов выполнил задание быстрее соперников, его товарищ по команде получает возможность раньше прочитать следующую строчку. Неверно выполненную работу исправляет ученик этого же ряда, но с потерей хода. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок закончит работу.

 

 

 

8.     «Не пропусти».

Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.

Набор карточек с предлогами у каждого ученика. Учитель читает стихотворение, учащиеся поднимают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает ряд, у которого было меньше ошибок.

 

9.     «Подбери по смыслу».

Развитие умения подобрать по смыслу нужный предлог.

У каждого ученика наборы предложений с пустыми окошками на месте пропущенных предлогов, маленькие карточки с предлогами. По сигналу ученики раскладывают на парте полоски с предложениями, читают их, находят отсутствующие предлоги и вкладывают нужные карточки в пустые окошки. Пять первых учащихся, правильно выполнившие работу, получают отличные оценки.

 

10.                       «Кто первый?»

Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.

Для каждого ряда предметная картинка и таблица с несколькими предлогами к ней.

Представители каждого ряда по порядку выходят к доске и записывают слово, обозначающее название предмета на картинке, в сочетании с предлогом из своей таблицы. Остальные участники игры в это время обдумывают предложения с данными словами. Когда работа с таблицами закончена, соперники называют придуманные ими предложения. За каждое правильно составленное предложение ряд получает очко. Оригинальное высказывание может быть оценено двумя очками. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок при записи слов с предлогами и набравший большее количество очков.

 

11.                       «Где галчонок?»

Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них. 

Набор картинок: галчонок, различные деревья, скамейка, дорожка и т.д.

Логопед рассказывает, что в парке живёт галчонок, и ему хочется играть. Он всё время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Один ученик передвигает фигурку галчонка, а другие составляют предложения о нём. Адекватное составление предложений поощряется фишкой.

 

12.                       «Где матрёшка?»

Отработка умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование: матрёшка, кукольная мебель.

Логопед меняет местоположение матрёшки, учащиеся по очереди говорят, где находится матрёшка в данный момент. Для расширения круга употребляемых предлогов логопед может записать их на доске. Сначала предлоги прочитываются хором, а потом включаются в игру.

 

13.                       «В каком предложении предлог?»

Развитие умения строить предложения, используя предлоги.

На наборном полотне выставляются картинки: корзинка с грибами, один гриб около неё; ящик со щенками, у ящика собака; кормушка с птицами, одна птица над кормушкой; карточки с предлогами.

Учащиеся рассматривают картинки и прочитывают предлоги. Логопед предлагает составить предложение по картинке, используя любой предлог. Каждый ученик, правильно составивший предложение, не повторив при этом предыдущих, получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

 

14.                       «Переехали на новую квартиру».

Расширение круга употребляемых предлогов, развитие умения строить предложения с предлогами.

У логопеда картинки с изображением предметов мебели, на доске план комнаты с обозначением двери и окон. Логопед показывает картинку и спрашивает: «Где поставим этот предмет?». Ученик по вызову учителя предлагает поставить предмет на то или иное место. Фишка вручается каждому, кто правильно составил предложение с предлогом.

 

15.                       «Прятки».

Расширение круга употребляемых предлогов, развитие умения строить предложения.

На фланелеграфе размещаются картинки с изображением дома, сарая, забора, деревьев и других предметов, вырезанные фигурки детей.

Учитель объявляет, что сейчас начнётся игра в прятки и вся группа водит. Затем водящие закрывают глаза, а учитель прячет фигурки так, чтобы они были видны, за сарай, дом, забор, на крышу дома, на дерево, в дом, под крыльцо и т.д.

Учащиеся открывают глаза и говорят, кто где спрятался, строя предложения с предлогами и нужными глаголами. Правильный ответ поощряется фишкой.

Категория: Методический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 3700 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz