Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 08:23

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический материал

Модульное обучение. Модуль Б: "Умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану".

1.     «Подготовься к занятию». На доске расположен ряд картинок с изображением ручки, простого карандаша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками. Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того, как дети выполнят задание уместно подвести итог: кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел какой-либо вещи и не сумел попросить её у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, добавляя картинки.

2.       Письмо с предварительным проговариванием. Логопед диктует предложение или его часть, ученики хором орфографически проговаривают 1-3 слова, логопед задаёт вопрос: «Сомнений нет?», и если сомнений нет, то все пишут. Важно объяснить детям, что предварительное орфографическое проговаривание слов—это и есть план их написания. «Когда проговариваешь так, как собираешься написать, твои знания, опыт, интуиция помогают тебе не ошибиться». Выработкой навыка письма предложений под диктовку следует заниматься на каждом уроке. В начале курса нужно требовать от детей чёткого проговаривания вслух. Чтобы разнообразить работу, можно использовать приём «Я—учитель», когда предложение диктует один из учеников. «Учитель» следит, чтобы количество проговариваемых слов было доступно для запоминания, регулирует темп общей работы, не забывает задать вопрос о возможных сомнениях в написании. Со временем логопед разрешает детям проговаривать про себя, но предупреждает, что будет наблюдать, кто из учеников действительно делает это, а кто пишет сразу после того, как услышал слова.

4.     «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: Прочитай (1) текст. Выпиши (3) найденные (2) тобой существительные с безударными падежными окончаниями. В каждом слове выдели (4) окончание, обозначь (5) склонение и падеж. Логопед напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определённом порядке. Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. А перед выполнением следует подумать, что следует сделать сначала, а что потом.

5.     «Выделение главного». Для того, чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выполнить следующее задание:

·                            выпиши все свои дела (или действия, если речь идёт об учебном задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги;

·                            отметь маркером самые важные из них—те, которые необходимо сделать в первую очередь;

·                            отметь маркером другого цвета те дела (действия), которые ты поставишь на второе место и т.д.

Логопед предлагает детям подумать, почему иногда трудно взяться за работу (например, за выполнение домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспорядок). В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы—когда не знаешь, за что взяться в первую очередь. Научившись выделять главное и выстраивать план действий, можно значительно облегчить себе жизнь.

6.     «Помогите Кузе». Составление плана выполнения домашнего упражнения. Например: Спиши, вставляя нужные буквы и знаки препинания. Во всех предложениях подчеркни главные члены.

Варианты организации работы:

1)     План составляется в процессе беседы с детьми, причём дети аргументируют свои предложения, а логопед записывает пункты плана на доске.

2)     Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а у каждого ребёнка есть какая-то цифра. Ученики прикрепляют свои цифры к соответствующим пунктам, обязательно аргументируя свои действия.

3)     Работа в парах. Каждая пара получает текст задания и план выполнения этого задания, разрезанный по пунктам на полоски. Нужно составить план целиком. Все пары представляют и защищают свой вариант.

Детям предлагается помочь Кузе выполнить домашнее задание по русскому языку. («Наш Кузя совсем растерялся, не знает, с чего начать и как сделать упражнение быстрее, а то ведь хочется и в футбол поиграть…»)

7.     «Составьте алгоритм». Детям предлагают поработать в парах. Задание общее для всех пар: составить алгоритм решения определённой учебной задачи.

Примеры заданий:

1)     Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.

2)     Составьте алгоритм проверки слова с безударной гласной в корне.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по транскрипции или по проверке слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.

Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определённой последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Психологические исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а иногда ученики о них просто не подозревают. Следовательно, для эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально обучать производить их.

8.     Наш помощник—карта памяти. Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает хорошо усвоить информацию, помогает воспроизвести в памяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Рассмотрим один из вариантов опорного конспекта—карту памяти, которую придумали английские психологи. Такой конспект поможет проделать следующие операции:

·        Увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;

·        Найти связи между отдельными идеями;

·        Сгруппировать факты;

·        Увидеть картину (тему) в целом.

Карта памяти имеет структуру и составляется по определённым правилам. При её создании используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы.

Составление и использование карты памяти доставляет удовольствие, на неё приятно смотреть.

Правила составления карты памяти.

·        Расположите лист бумаги формата А4 или А3 горизонтально.

·        Начните работу с цветного рисунка и названия темы в центре.

·        Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы.

·        Основные линии дополните другими, обозначающими ключевые слова, основные правила, подсказки.

·        Надписи к линиям—ключевые слова и фразы—следует писать печатными буквами и сопровождать схематичными рисунками.

·        Не следует заключать слова в рамки различной конфигурации (Психологи обнаружили, что именно изогнутые линии, немного напоминающие извилины головного мозга, хорошо помогают запомнить и надолго сохранить в памяти информацию. Когда же мы, составляя схему, заключаем слова в рамки, то, воспроизводя информацию, по прошествии нескольких лет, память выдаёт нам рамки, а не их содержание).

Примеры заданий с использованием карты памяти.

1)     Вставьте в слова на вашей карточке пропущенные окончания, пользуясь картой памяти.

2)     Составьте карту памяти «Как проверять написанный диктант».

Для лучшего закрепления умений рекомендуется использовать одну и ту же карту памяти на 3-4 занятиях подряд, а в дальнейшем к ней следует возвращаться, чтобы вспомнить пройденное.

 

Категория: Методический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 1018 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz