Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 08:08

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический материал

Модульное обучение. Модуль Д: "Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности"

1.                «Ритмический диктант». Детям предлагается графически записать серию ритмов, которые отстукивает логопед. Например, I II I II III III I II I II III. Упражнение способствует концентрации слухового внимания, развивает произвольность в учебной деятельности, способность воспринимать слухо-речевой ритм. Для большей эффективности упражнения нужно соблюдать некоторые условия:

·                             дать детям установку, что они будут работать, как старшие школьники: не глядя на учителя, не поднимая головы, ориентируясь только на слух;

·                             упражнение проводить на 6-8 занятиях подряд;

·                             в начале тренировок давать короткие (на 10-15 серий) диктанты. Впоследствии доводить длительность работы до 1-2 минут. Темп диктовки постепенно наращивать;

·                             контролировать выполнение задания. Например, попросить детей подсчитать количество серий ритмов в диктанте; можно организовать контрольное чтение ритмов по цепочке: один ученик читает первую серию, второй—вторую и т.д.

2.                «В ритме вальса». Логопед просит детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно подчиняя движение руки командам логопеда, безотрывно писать заданный графический элемент. Например, логопед диктует: «Раз-два-три, раз-два-три…», при этом он то замедляет, то ускоряет темп. Упражнение способствует развитию графомоторной координации, силы и точности движений руки (т.е. способности некоторое время писать безотрывно, подчиняя ритм движений ритму диктанта). Это упражнение может быть предложено в более сложном виде: логопед в процессе диктовки меняет не только темп, но и силу и высоту голоса. Например, «Раз-ДВА-три, раз-два-ТРИ…» При таком изменении голоса ребёнок должен соответствующий элемент написать высотой во всю строку, в то время как остальные элементы пишутся в полстроки.

3.                «Собери слова из звуков». Логопед называет слова, дети выделяют из каждого слова, например, первый звук и заносят его в транскрипционные скобки. По завершении работы из выделенных звуков составляют слово. Важным условием работы является концентрация слухового внимания, т.е. умение работать «с голоса» учителя, не отрывая взгляд от строки, следуя общему темпу работы. Например, листва, игрушка, нитки, эхо, яблоко, катушка, апельсин-ЛИНЕЙКА. На первых этапах работы из звуков синтезируются слова, в дальнейшем количество диктуемых слов возрастает и получаются целые предложения—загадки, пословицы.

4.                Сложение и вычитание букв. Логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова. Например, ДО+МУ-У=?  КАР-АР+У+БИК=?

5.                «Собери слово». Детям предлагается собрать, т.е. написать слово из букв, которые логопед называет поочерёдно, с паузами. Паузы заполняются интерферирующей продукцией. В начале тренировок ученикам предлагаются слова простой слоговой структуры. В дальнейшем слова становятся более сложными, их количество в упражнении возрастает, темп работы увеличивается. Например, первая буква—Б, далее идёт буква И, затем следует буква Н, последняя буква в слове—Т. упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия и его избирательности. Дети должны выбрать из речевого потока только значимую для данной работы информацию—названия букв, всё остальное для выполнения задания не важно.

6.                «Самый зоркий». Логопед предлагает ученикам посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради. Время экспозиции карточки—не более 2 секунд. Например, первый набор карточек—бессмысленное сочетание согласных букв (от 3 до 9): пкфнл, скндмрбт, бсмзлнвжк. Второй набор карточек—знакомые детям слова из 4-16 букв (полезно использовать словарные слова): йод, автомобиль, яблоко, карандаш. Третий набор карточек—предложения, в которых количество знаков от 5 до 16: Я иду. Дай мне! Птица летит. Что делать? Упражнение направлено на развитие зрительной памяти. Проводить его следует на 8-10 занятиях подряд, количество знаков на табличках должно постепенно увеличиваться.

 

Категория: Методический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 645 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz