1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове—по невнимательности. Чтобы её найти нужно воспользоваться карточкой-проверялкой. Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошке целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки-проверялки, чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтение по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
2. Ищем «случайные» ошибки (1 этап самопроверки). Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент—карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я. Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.
Памятка
Проверь свою работу
(Первая проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
· Не пропустил ли ты букву?
· Не добавил ли лишнюю букву?
· Не написал ли вместо одной буквы другую?
· Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты—молодец!
3. Ищем орфографические ошибки (2 этап самопроверки). Дети проверяют текст второй раз, на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.
Памятка
Проверь свою работу
(Вторая проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
· Не словарное ли это слово?
· Есть ли в слове орфограммы? Какие?
· Обозначь опасные места.
· Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты—молодец!
4. Проверка предложений (3 этап самопроверки). Ребёнок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-проверялка уже не нужна. Используется только памятка.
Памятка
Проверь свою работу
(Третья проверка)
Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:
· Не пропустил ли ты слово?
· Не написал ли лишнее слово?
· Как написаны предлоги и союзы?
· Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания).
· Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
· Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты—молодец!
В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами 1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок. Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает её найти.
Очень важно, чтобы ученик постарался сам найти все ошибки.
5. «Помогите Кузе». Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника Н.М. Бетеньковой «Орфография в рифмовках». Даётся задание: за 2 минуты помочь Кузе исправить все ошибки.
Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки!
Пишет Кузя, наш дружок: «Сел варенье код пушок,
Он конфетку сел, а булкой поделился с другом булькой».
Быстро Кузе помогайте, где ошибки—исправляйте!
Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки!
Он в тетради написал: «Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке».
Быстро Кузе помогайте, где ошибки—исправляйте!
|