Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 13:09

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический материал

Профориентация в рамках логопедического сопровождения (из опыта работы).

В программе коррекции смешанной дисграфии во 2 классе отдельно выделено 3 часа на изучение лексической темы «Профессии», где подробно рассматриваются различные профессии: повар, пекарь, шофёр, архитектор, археолог, радист, астроном, библиотекарь, водолаз, ветеринар, модельер и т.д. Также отрабатывается умение образовывать существительные ж.р.: пианист—пианистка, певец—певица, стюард—стюардесса и т.д.; проводится игра «Угадай, что это и людям какой профессии нужны эти предметы».

      В 3 классе на фронтальных занятиях по коррекции дисграфии при изучении темы «Суффиксальный способ образования слов» большое внимание уделяется образованию с помощью суффиксов названий различных профессий. Например, при изучении суффикса –ёр- вводится тема «Театральные профессии», на которой дети знакомятся с работой дирижёра, гримёра, суфлёра, каскадёра, дублёра, билетёра, актёра, жонглёра и т.д. Далее освоение театральных профессий отрабатывается в практической деятельности. Во время проведения праздников и мероприятий, проводящихся на базе Центра, ставятся небольшие спектакли и сценки, где дети примеряют на себя различные театральные профессии.

    При формировании навыков словообразования широко применяется приём «профессиональный» суффикс. Например, суффикс –ТЕЛЬ-: учит детей—учитель, пишет книги—писатель, строит дома—строитель; суффикс –НИК-: рисует картины—художник, добывает нефть—нефтяник, работает в саду—садовник; суффикс –АРЬ-: печёт хлеб—пекарь, пашет землю—пахарь, работает в аптеке—аптекарь, точит детали—токарь.     

     Изучение суффикса –ИСТ- проходит на основе лексических тем «Спортивные профессии» и «Музыканты». Детям предлагается назвать спортсменов играющих в перечисленные игры и составить рассказ на тему «Олимпиада»: хоккей—хоккеист, теннис—теннисист, волейбол—волейболист, футбол—футболист, баскетбол—баскетболист. По теме «Музыканты» учащимся следует назвать музыкантов, играющих на перечисленных музыкальных инструментах и составить рассказ «Экскурсия в филармонию»: гитара, аккордеон, гармонь, флейта, арфа, виолончель, трамбон, орган.

     Для отработки словообразования существительных ж.р., обозначающих лиц по их действиям, качествам используется игра «И я тоже», которая проходит в форме диалога мальчика и девочки: Я умник—я тоже умница, я ученик—я тоже ученица, я учитель, я отличник, я писатель, я наладчик, я охотник, я шутник, я лыжник, я воспитатель, я укротитель, я разведчик и т.д.

     При изучении суффикса –ЩИК-  подробно разбираются строительные профессии: пильщик, стекольщик, каменщик, кровельщик, бетонщик, арматурщик, сварщик. Так же, при изучении темы «Суффиксальный способ образования слов», детям предлагается следующее задание: сгруппировать слова по профессиям, и составить рассказ с одной из групп (преподаватель, каменщик, булочник, футболист, арфист, водитель, штукатур, теннисист, баянист, шахматист, флейтист, маляр, стекольщик, гитарист, библиотекарь, директор, крановщик, штангист).  Учащиеся собирают группы лиц по роду занятий: строительные профессии, педагогические профессии, музыканты, спортсмены.

     Для закрепления навыка выделения суффикса в словах предлагаются задания типа: «Найди лишнее слово и объясни, по каким двум причинам оно лишнее: объездчик, прокатчик, грузчик, ключик; фонарщик, танцовщик, ящик, прицепщик». Широко применяется приём «Назови профессию по описанию»: шахтёр, работающий в забое (проходчик); железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов (прицепщик); рабочий, осуществляющий погрузку и выгрузку (грузчик); солдат, обслуживающий пулемёт (пулемётчик); типографский рабочий, делающий переплёты книг (переплётчик); специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик).

    Вся информация о профессиях сопровождается красочными мультимедийными презентациями, видеофрагментами, рассказывающими о различных профессиях, развивающими мультфильмами, фотографиями из семейного архива.

    При реализации долгосрочного проекта «Избранные сочинения», в процессе изготовления авторских книг, дети знакомятся с профессиями редактора, копирайтера, рерайтера, переплётчика, писателя, художника-оформителя.  Также в содержание избранных сочинений входят рассказы на темы «Кем я стану, когда вырасту», «Зачем нужно учиться?», «Героические профессии».

     Во время обучения на логопедическом пункте все творческие работы детей оформляются в форме электронной книги, которую воспитанник печатает сам. Возможности программы WORD позволяют сразу обнаружить ошибки и вовремя их исправить (текстовый редактор подчёркивает красным орфографические ошибки и зелёным пунктуационные). Это позволяет формировать у детей орфографическую зоркость, самоконтроль, а также способствует развитию связной речи и побуждает к творчеству. На первоначальном этапе реализации проекта (2 класс) дети печатают в основном небольшие изложения, сочинения по вопросам. По мере взросления учащихся задания становятся всё более сложными: продолжи рассказ, придумай сказку с заданными словами, сочинение на заданную тему, рассказы на любую тему, сочинения определённого типа (повествование, описание, рассуждение), авторские загадки, стихи, сказки.  Книги дополняются иллюстрациями и фотографиями, взятыми из Интернета или своими личными. Мы руководим творческим процессом детей в форме редактирования готовых работ. Во время этого процесса очень хорошо просматривается эмоциональное состояние детей. По содержанию сочинений можно диагностировать эмоциональную подавленность, либо возбуждённость ребёнка, повышенный уровень тревожности, либо склонность к асоциальному поведению и т.д. По сути, в рамках данного проекта, объединяющего всех детей младшего школьного возраста, реализуются множество индивидуальных проектов, посвящённых одной теме. Дети помогают друг другу в реализации замысла, делятся творческими идеями по оформлению книг, исправляют орфографические и синтаксические ошибки, применяя соответствующие правила русского языка. В конце обучения на логопункте книги распечатываются, сшиваются и оформляются. Готовые работы каждый автор представляет на выставке, где читает свои самые лучшие, на его взгляд, работы. Для детей-инвалидов, имеющих физические ограничения, такая деятельность очень важна, т.к. освоение компьютера помогает им в выборе будущей профессии, связанной с информационными технологиями и не требующими активных физических нагрузок.

     При проведении фронтальных занятий по коррекции дисграфии и дислексии, мы часто прибегаем к нетрадиционной форме урока в виде интеграции логопедических задач, задач по социализации, повышению осведомлённости с приготовлением каких-либо блюд. На интегрированных занятиях дети учатся готовить, тем самым познают профессию повара в непосредственной деятельности. В рамках этого направления были проведены следующие занятия: «Суффиксальный способ образования слов. Кухня народов мира. Приготовление яиц-пашот (Франция)», «Многозначные и однозначные слова. Приготовление ягодного киселя», «Дифференциация С-Ц на письме. Приготовление свекольного салата», «Типы текстов. Откуда родом овощи? Приготовление овощного салата», «Приготовление фруктового салата. Запись рецепта», «Сочинение-рассуждение «Какие продукты полезны для зубов?». Приготовление полезных блюд».

    В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения  автоматизация и дифференциация поставленных звуков часто проходит на речевом материале по теме «Профессии». Дети не только учатся правильно проговаривать названия профессий, но и узнают, чем эти люди занимаются, где можно получить данную профессию.

     Педагогами Центра изготовлено множество методических пособий, которые помогают лучше усвоить эту тему. Для детей с аутистическим спектром пособия подобраны по уровням сложности. В начале обучения ведётся работа над узнаванием людей различных профессий по внешним признакам (врач, пожарный, полицейский, военный, учитель и т.д.). Используются пособия типа «Покажи, где … (врач, парикмахер)», «Кто не … (учитель, строитель)». Далее добавляются предметы, с которыми работают люди различных профессий: «Кому нужны эти предметы?», «Отгадай загадку, покажи отгадку». Когда ребёнок с РАС овладевает осмысленным чтением, используется пособие «Кто это сказал?» (прочитать высказывание человека какой-либо профессии и найти его на карточке).

     На момент начала профориентации и профессионального обучения сложный характер структуры интеллектуальных на­рушений при РАС большой роли уже не играет, так как на качественные изменения после 7-8 лет рассчитывать сложно, в основном остается возможным экстенсив­ное развитие интеллекта в его традицион­ном понимании. Следует помнить, что стереотипии принадлежат к основным признакам аутизма. Они затрудняют обучение, могут быть причиной социальной дезадапта­ции. В то же вре­мя учебный стереотип и производствен­ный стереотип могут использоваться как компенсаторные механизмы при форми­ровании мотивации и для преодоления трудностей формирования спонтанной де­ятельности. Произвольное подражание при обучении детей с аутизмом  играет очень большую роль, поскольку позволяет ребенку присваивать большие сегменты взаимодействия с окружающим, способы деятельности. Способность к про­извольному подражанию — существенный момент, который следует учитывать в профориентации, — это важнейшая предпосылка для профессионального обучения. Через игру ребенок с РАС моделирует различные социальные роли, виды бытовой и профессиональной деятельности. Создание предпосылок для своевременного развития игровой деятель­ности может существенно облегчить разви­тие интереса и мотивации к тому или иному виду профессиональной деятельности у детей с аутистическим спектром. Все изготовленные методические пособия помогают в решении этой задачи.

    Работа по профориентации в рамках логопедического сопровождения ведётся не только на занятиях или в проектной деятельности, но и в ходе различных мероприятий и акций. Например, во время проведённой акции «История моей фамилии» затрагивалась тема происхождения фамилии от профессии предка. Детям предлагалось узнать происхождение своей фамилии. Мероприятие проходило в течение недели по следующему плану:

Правила проведения акции

  • внимательно прочитай историю возникновения своей фамилии;
  • помести эту информацию в нужный раздел:
    1. фамилия произошла от имени предка
    2. от прозвища предка
    3. от места жительства предка
    4. от языческого имени
    5. от профессии предка
    6. от особенностей характера предка
    7. от особенностей внешности предка
    8. от социального статуса предка
  • если существует несколько версий происхождения твоей фамилии, выбери ту, которая тебе больше нравится.

     В ходе акции учащиеся узнали, что тайна фамилии связана с названием того места, где когда-то жили предки. Так же был проведён небольшой экскурс в историю нашей страны, когда на Руси жили различные племена, у каждого из которых были свои обычаи. В этих племенах люди верили, что дав своим детям имена животных, они вместе с именем передадут все качества этих животных, такие, как ловкость, сила, хитрость и т.д. Постепенно из имен получались фамилии. В рамках акции дети получили информацию о том, что в некоторых случаях происхождение фамилии связано с профессиональной деятельностью предков: кузнец (Кузнецов), изготовитель лаптей (Катальников), извозчик (Чумаченко), пекарь (Чекмазов), изготовитель квашеных овощей (Кващенко), семинарист (Казанский), священник (Кондаков), разбойник (Шарапов), мореплаватель (Фоттелер), музыкант (Гукин), торговец (Ховряков), мастер по пошиву сумок (Мищенко), изготовитель плетёных корзин (Лутовинов), продавец посуды (Чугунов), языческий жрец (Обрящиков), пастух (Торубаров), пахарь (Плужников) и т.д. Итоги акции озвучивались на общем собрании, где дети рассказывали оо истории возникновения своей фамилии.

     Учителя-логопеды нашего Центра являются членами районной ПМПК. В этом направлении логопедического сопровождения также ведётся работа по профориентации. На заседаниях комиссии, определяющих условия сдачи ГИА и ЕГЭ детьми-инвалидами, затрагивается вопрос о дальнейшем обучении ребёнка в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. С родителями и детьми проводится беседа об увлечениях и интересах школьника, озвучиваются результаты психологической диагностики по профориентации, даётся информация об учреждениях профессионального образования, о формах обучения (очная, заочная, дистанционная и т.д.).   

     Таким образом, работа по профориентации в рамках логопедического сопровождения присутствует во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности учителей-логопедов нашего Центра. Эта работа не менее важна, чем традиционные пути коррекции, так как на базе нашего Центра получают дополнительной образование дети-инвалиды и дети с ОВЗ, для которых проблема выбора профессии стоит наиболее остро.

Категория: Методический материал | Добавил: lumuza (24.04.2020)
Просмотров: 319 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz