Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 20:28

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Теоретический материал

Алалия.

Этиология алалии:

 

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического пора­жения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем пе­риоде развития ребенка.

 

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста ала­лия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

 

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором на­рушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы

 

Причины возникновения синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетиче­ские факторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пре­натальном периоде причинами возникновения алалии могут выступать ин­токсикации, хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, не­благоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, врожденная отя­гощенность (болезни родителей, такие как туберкулез, сифилис и т. п.). Дей­ствия неблагоприятных факторов в пренатальный период не только обуслав­ливает органическое поражение мозга и неблагоприятно влияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. В натальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применение средств ро­довспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с ро­довой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов может обуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимых для своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периоде развития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционный гепатит, менингит, менингоэнцефалит, дли­тельно текущие соматические заболевания, цепочка детских инфекций, вы­зывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияю­щих на ее развитие. Кроме действия биологических факторов, в постнаталь­ном периоде развития возможно также действие социально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых и интеллектуальных контак­тов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией, многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалии сле­дует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляют речевую недостаточность.

 

Вопрос о механизмах алалии во многом не раскрыт. Сторонники сенсомо­торного подхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорной сторон речи.

 

Несовершенство моторной стороны речи: у детей с алалией поражение цен­трального (коркового) отдела речедвигательного анализатора ведет к несо­вершенству его работы. Это и лежит в основе нарушения экспрессивной речи. В частности, большая роль отводится артикуляторной апраксии, из-за которой ребенок затрудняется в производстве арткуляционных движений. Несовершенство сенсорной стороны речи связано с неполноценностью ра­боты центрального отдела речеслухового анализатора, результатом чего яв­ляется недостаточность фонематического восприятия, следовательно, плохое понимание речи.

 

Сторонники психологического подхода связывают механизм алалии с недос­таточной сформированностью психических функций ребенка: памяти, вни­мания, мыслительных процессов. Недостаточность высших психических функций и снижение психической активности может вести к грубым нару­шениям формирования речи.

 

Сторонники языкового подхода говорят о том, что алалия прежде всего язы­ковое расстройство и ее механизм в расстройстве производства языковых операций в процессе порождения или восприятия речевого высказывания. Нарушение затрагивает именно языковой этап порождения или восприятия речи.

 

Симптоматика алалии:

 

В результате органического поражения головного мозга у детей с алалией могут наблюдаться недостатки со стороны некоторых мозговых структур. Вследствие этого, симптоматика алалии достаточно многообразна и не огра­ничивается нарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждом конкретном случае будет иметь индивидуальные особен­ности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром алалии составляют невро­логические, психопатологические и речевые симптомы.

 

Неврологическая симптоматика: может иметь выраженный, а чаще стертый характер. У детей с алалией может наблюдаться неврологическая микросим­птоматика, свидетельствующая о неблагополучии со стороны центральной нервной системы (нарушения тонуса некоторых групп мышц, спастичность, паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др.). Иногда у таких детей выявляется синдром ММД.

 

Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическими симптомами являются апраксия и агнозия.

 

Апраксия - расстройство произвольных движений (чаще всего выражены со стороны тонкой и артикуляционной моторики). Ребенок затрудняется в вы­полнении какого-либо действия, требующего диффиренцированных движе­ний пальцев, по подражанию не может выполнить каких-либо артикуляцион­ных движений (характерно для моторной алалии).

 

Агнозия - расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так и слухо­вые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительно­сти (слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не раз­личает, не соотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозия проявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.

 

Зрительная агнозия в случае грубого поражения выражается в невозможно­сти зрительного узнавания предметов, в более легких случаях проявляется избирательно (нарушение дифференциации предметов по цвету, форме, ве­личине, нарушение дифференциации геометрических фигур, не узнавание цифр и букв, различные комбинации вышеперечисленных нарушений). В ряде случаев у детей с алалией наблюдается астериогноз (нарушение узнава­ния на ощупь).

 

Психопатологическая симптоматика: проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового воспри­ятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (осо­бенно страдает слухоречевая память), внимания (слуховое внимание), мыш­ления (интеллектуальное развитие детей-алаликов в известной мере лимити­ровано состоянием речи)).

 

При алалии дети не получают достаточного запаса сведений из процесса об­щения с окружающими. Много исследователей уделяли большое внимание интеллектуальному развитию детей с алалией и отмечали, что у этих детей есть некоторые интеллектуальные особенности: примитивизм, конкретность мышления, пробелы в знаниях, трудности в овладении понятиями. Все эти проблемы усугубляются общим снижением работоспособности детей-алали­ков, высокой утомляемостью, слабостью произвольного внимания.

 

Некоторое интеллектуальное отставание детей с алалией резко отличается от отставания детей с олигофренией:

 

у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой

 

у детей с алалией некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с олигофренией - диффузный

 

у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отста­лость постепенно сглаживается.

 

Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблю­дается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого яв­ляются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности прояв­ляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадек­ватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, из­лишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ве­домых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выра­женной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления не­мотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание всту­пать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.

 

Речевая симптоматика: выражена обширно, разнообразно, что обусловлено системностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любой форме алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь. У детей с алалией своеобразно протекает развитие речи, даже если речь начинает развиваться самостоятельно, она не складывается в систему, ребе­нок усваивает лишь отдельные фрагменты этой системы, не постигая в своем практическом опыте всех языковых закономерностей. Выраженное недораз­витие речи ребенка проявляется во всех ее компонентах.

 

Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубое искажение звукослоговой структуры слов, не развиты фонематиче­ские функции (ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).

 

Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов по различным признакам, трудности актуализации словаря.

 

Грамматический строй речи: дети медленно, дефектно овладевают словоиз­менением и словообразованием, используют простую фразу, в речи выра­женные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями дети самостоятельно не овладевают.

 

Классификация алалии:

 

Топологическая (клиническая) классификация:

 

В основе этой классификации - критерий учета локализации поражения го­ловного мозга при алалии.

 

Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) от­дела речедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает пони­мать чужую речь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел ре­чедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

 

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), ко­торый в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы. При нарушении этих зон может отмечаться кинестетическая ар­тикуляторная апраксия (или ее элементы). При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены арти­куляционно спорных звуков. Ребенок также не может воспроизвести, повто­рить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

 

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ. При эфферентной моторной алалии мо­жет наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенка страдает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персевера­ции (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

 

Сенсорная алалия (обусловлена поражением центрального отдела речеслухо­вого анализатора). Характеризуется тем, что при сохранном элементарном слухе ребенок не овладевает пониманием речи. При этом страдает задняя треть верхней височной извилины - центр Вернике. Эта форма алалии выде­ляется не всеми авторами.

 

Сенсомоторная алалия (сочетает в себе признаки моторной и сенсорной ала­лии)

 

    Оптическая алалия. Эта форма также выделяется не всеми авторами. Обу­славливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе кото­рых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий.

 

Моторная (экспрессивная) алалия:

 

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи централь­ного органического характера, обусловленное несформированностью языко­вых операций процесса порождения речевого высказывания при относитель­ной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

 

Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена не­достаточно. Длительное время локализацию поражения в этом случае ото­ждествляли с локализацией поражения при моторной афазии. В соответствии с этим, были выделены афферентная и эфферентная формы моторной алалии. Эта точка зрения недостаточно подтверждена, но и небезосновательна, так как у многих детей с моторной алалией ЭЭГ и клинические исследования выявляют неврологические симптомы двигательных и речедвигательных на­рушений. В современной клинической литературе доминируют две точки зрения на локализацию поражения при моторной алалии:

 

для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное поражение го­ловного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения носят била­теральный характер (затрагивают оба полушария)

допускается локальный характер поражения головного мозга. ЭЭГ детей с моторной алалией выявили особенности биопотенциалов мозга, свидетельст­вующие о снижении активности центральной нервной системы и патологиче­ский характер волн в некоторых областях мозга. При этом разные авторы указывают на различную локализацию патологических проявлений. Так, на­пример, Р. А. Белова-Давид указывает на поражение височных и затылочно-теменных областей разных полушарий. У некоторых детей с моторной ала­лией сочетается поражение височной и лобной областей мозга. Е. М. Мастю­кова выявила у некоторых детей недостаток функционирования теменно-за­тылочной области доминантного полушария и поражение подкорковых об­ластей.

По результатам исследований можно сделать следующие выводы:

 

не у всех детей с моторной алалией выявляются повреждения нервной сис­темы. Возможно, они были на более ранних этапах развития, а затем ском­пенсировались

 

у детей с моторной алалией возможен локальный и диффузный характер по­вреждения мозга

 

локализация поражения при моторной алалии вариативна, при этом наблюда­ется "заинтересованность" височной доли доминантного полушария пораже­ние мозга в большинстве случаев билатерально органические повреждения не имеют тяжелого характера, они минимальны (например, точечное крово­излияние)

 

Симптоматика моторной алалии:

 

Симптоматика разнообразна, складывается из речевых и неречевых симпто­мов.

 

Неврологические симптомы: возможны общие симптомы алалии. Очень часто у детей с моторной алалией отмечаются неврологические симптомы двигательных расстройств. У детей может наблюдаться нерезко выраженная спастичность, паретичность мыщц и мышечных групп, возможны синкине­зии, гиперкинезы. Часто наблюдается ручная, оральная, артикуляторная ап­раксия. Со стороны моторной сферы таких детей могут отмечаться наруше­ния осанки и походки, нарушения объема, переключаемости и координации движений. В зависимости от моторных особенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

 

расторможенные, гиперактивные

заторможенные, малоподвижные

 

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество может иметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствие ослабленности левого полушария.

 

Психологическая симптоматика: общие симптомы алалии.

 

Речевая симптоматика:

 

При моторной алалии нарушено формирование экспрессивной речи при от­носительной сохранности импрессивной. При этом наблюдается большая диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи.

 

Особенности лексики: дети с трудом усваивают слова, недостаточно пользу­ются словом даже в возможных пределах, выраженно нарушена актуализация слов в речи. Значения слов нечеткие, аморфные, характерны замены слов по звуковому и семантическому сходству, замены целого на части и т. п. У де­тей с моторной алалией выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных, наречий, числительных, служебных слов, предлогов и сою­зов. В процессе употребления слов отмечается сужение и расширение их зна­чений.

 

Особенности грамматического строя речи: нарушения выражены резко, со­храняются в речи детей длительное время и характерны не только для экс­прессивной, но и для импрессивной речи детей (затрудняются в дифферен­циации грамматических форм).

 

Существительное: характерны застревания на исходной форме (именитель­ный падеж), вслед за именительным падежом, как правило, усваивают твори­тельный. При усвоении дательного и родительного падежей особую труд­ность вызывают предложные конструкции (опускают предлоги, искажают окончания). Дети с моторной алалией с трудом усваивают склонение сущест­вительных.

 

Глаголы: характерны замены глагольных форм инфинитивом, которым дети пользуются достаточно долго. Очень сложно усваивают возвратные глаголы. С трудом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в про­шедшем времени.

 

Прилагательные: появляются очень поздно. Часто вместо прилагательного употребляется неопределенная форма глагола. Отмечаются искажения родо­вых окончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

 

Особенности построения фразы: если у ребенка с моторной алалией само­стоятельно формируется фраза - это короткое простое предложение, в кото­ром могут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Дети с моторной алалией преимущественно используют односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и су­ществительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных (субъект - объект) или предложения в виде слова с жестом.

 

Особенности связной речи: формирование связной речи грубо нарушено. Ре­бенок не может передать последовательность явлений и событий, выделить временные, причинно-следственные и другие связи и отношения. У ребенка может преобладать:

 

нарушение последовательности изложения (страдает смысловое программи­рование)

последовательность может быть правильной, но ребенок не в состоянии вы­делить главное (страдает переход от мысли к речи)

 

Если ребенку уже удается передать последовательность и выделить сущест­венное, его речь все равно остается неполноценной, нераспространенной, конкретной.

 

Развитие фонетической стороны речи в значительной степени зависит от словаря. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно, однако их использова­ние в составе слов сопряжено со значительными затруднениями. Отмечаются трудности возможного комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. При алалии с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип - затруднено слияния звуков при их правильном или неправильном проговаривании, что приводит к перестановкам звуков и слогов, к упроще­нию и искажению структуры слов. У ребенка с алалией не формируются тон­кие двигательные координации речевого аппарата. Нарушение аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора носит различ­ный характер: оральная апраксия, нарушения последовательности, переклю­чаемости и т п. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить оп­ределенное артикуляционное движение или комплекс последовательных движений, трудности усвоения последовательности. Ведущим в этих случаях является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое ар­тикуляторное расстройство. При этом вследствие кинетической или кинесте­тической апраксии страдают фонетическая и фонематическая системы.

 

При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи - звукослоговой и морфемный строй. Нарушение ритмической организации слов проявляется в замедленно­сти речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием ме­жду словами и слогами, с равно- и разноударностью. Речь носит скандиро­ванный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

 

Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сочетается с наруше­ниями активности разных компонентов деятельности. Наблюдается многооб­разие вариантов недоразвития речи: от полного до частичного ее отсутствия. На этапах более высокого развития затруднения выявляются в развернутой речи, при усложнении ситуации общения, при выполнении специально по­добранных заданий. Недостаточная прочность навыка связной речи маскиру­ется у ребенка предельным лаконизмом, скудностью речевых проявлений или наоборот многоречием, тавтологией.

 

Моторная алалия неоднородна по своим проявлениям: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т. е. фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение - несформированность операций комби­нирования. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: ала­лии с преимущественной несформированностью фонематического или грам­матического уровня языковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. Наблюдаются и различия в возможностях речевой реализации тех языковых средств, которыми владеют дети.

 

Сенсорная алалия:

 

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возни­кает при преимущественном поражении височной доли доминантного полу­шария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздра­жителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не фор­мируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ре­бенок слышит, но не понимает обращенную речь.

 

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетиче­скогй деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхневисочной извилины - петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмеча­ются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков.

 

Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно неве­лико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нару­шениями затруднены.

 

Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от на­рушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается отсутствием четкого по­рога восприятия. У ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспри­нимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической актив­ности, особенностей окружающей среды, обстановки, способов подачи сиг­налов и ряда других факторов. Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запре­дельное охранительное торможение в коре головного мозга и недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады, выключаются из дея­тельности. Более тихую, спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточно­стью обычно воспринимает лучше.

 

Хотя однозначного мнения о состоянии слуха у детей с сенсорной алалией нет, в отдельных исследованиях установлено, что может отмечаться незначи­тельное снижение слуха на всем диапазоне частот, повышенная истощае­мость слухового внимания и восприятия.

 

В отличие от слабослышащих детей, дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию - повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звуки болезненно и дают на них своеобразную реакцию.

 

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, зву­косочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружаю­щего, но повторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсор­ной алалии непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный сло­варь ребенка часто неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребе­нок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только изби­рательно в определенных условиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями.

 

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков пони­мания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружаю­щих, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изо­лированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и рече­вым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается не­сформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет си­туация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определен­ном контексте. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание исчезает.

 

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внима­ния, замедленность слухового восприятия.

 

Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего (зрительное подкрепление - чтение с лица).

 

На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются ко­лебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концен­трирования внимания, его устойчивости и распределения, повышенная от­влекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

 

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невоз­можной или грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безре­чевого ребенка, не понимающего речь, могут отмечаться двигательное бес­покойство, выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, правильно реагируют на изменение интонации, не пони­мая слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Посте­пенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются об­рывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности. Затем в ходе развития посте­пенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребле­ние отдельных слов и простых словосочетаний. Значение слов, проговари­ваемых ребенком неустойчиво.

 

При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочис­ленные поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адек­ватные кинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит к недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспро­изведение всех известных ребенку слов, отмечаются персеверации услышан­ного или произнесенного слова или словосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется. В словах отмечаются мно­гочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев иска­жения и замены не носят фиксированный характер.

 

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли, построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция детей остается вне их контроля, встречается неадекватность вы­сказываемого. Отмечается фрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказы­вания.

 

Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме, про­говаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется оби­лие парафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, конта­минаций (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повы­шенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окру­жающих и отсутствие контроля за своей речью. Грубо искаженная речь не может использоваться ребенком как средство общения.

 

Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ре­бенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные трудности в поведении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторич­ная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморе­гулятором поведения и деятельности такого ребенка.

 

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко.

 

Недостаточность речи при моторной алалии приводит к некоторому сниже­нию понимания вторичного характера, и поэтому в большинстве случаев встречается не чистая форма алалии, а смешанная - моторная алалия с сен­сорным компонентом или сенсомоторная алалия. Снижение понимания мо­жет быть вторичным проявлением в структуре различных речевых наруше­ний, общим для которых является неполноценность экспрессивной речи. Первичная же сенсорная недостаточность отмечается при сенсорной алалии и сенсорной афазии, хотя практически разграничивать деятельность речедви­гательного и речеслухового анализаторов нельзя, поэтому и отмечаются слу­чаи комбинированных, а не чистых форм нарушений.

Категория: Теоретический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 9713 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 2
2 Sownpcd  
0
This is really attention-grabbing, You are an excessively skilled blogger. I've joined your feed and look forward to searching for more of your magnificent post. Additionally, I have shared your website in my social networks
взгляните и эту страничку и дайте ей оценку
https://anotepad.com/note/read/rknme4pa полети тайланд
https://learning.lgm-international.com/forums/users/dariokime81/ краби плажове
https://leannanicolle4.varyblog.com/%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b9%d1%82%d0%b5-%d1%81%d0%ba%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%82%d0%b5-%d1%81%d1%8a%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%89%d0%b0-%d0%b2-%d0%bf%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%8f-%d0%bf/ златния буда в патая
https://www.afrisole-tech.com/forum/profile/mckinleyfenster какво трябва да знаем за пукет
https://anotepad.com/note/read/j54y8m54 закинтос море
https://www.sitiosecuador.com/author/zacharypinn/ дълги детски официални рокли

(9960de)

1 Stevenfeare  
0
Great looking web site. Assume you did a great deal of your very own html coding.
Вижте и страницата ми

https://2011scape.wiki/index.php/SEO_-_%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%97%D0%B0_%D0%A2%D1%8A%D1%80%D1%81%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8 Поддръжка на сайта

=777?

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz