Цель: наметить пути взаимодействия логопеда и педагогов по индивидуализации образовательного процесса с учётом логопедического диагноза детей-сирот.
Задачи:
1. дать понятие о развитии речи в онтогенезе;
2. рассмотреть отклонения в речевом развитии;
3. выявить причины нарушения речи;
4. рассмотреть особенности речевого развития детей, воспитывающихся в школе-интернате;
5. дать рекомендации педагогам для практического использования в работе.
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица «Схема системного развития нормальной детской речи»,
План семинара:
1. Развитие речи в онтогенезе.
2. Отклонения в развитии речи (причины, логопедический диагноз);
3. Особенности речевого развития детей в школе-интернате;
4. Рекомендации педагогам для практического использования в работе.
1. Развитие речи в онтогенезе.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до 1 года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.
Остановимся подробно на характеристике этих этапов. Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово «каша» может означать в разные моменты «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша». Или слово «папа» может означать «пришел папа»; «нет папы»; «папа, подойди» и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
к 1 г. 6 мес.— 10—15 слов;
к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)
Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Таким образом, говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А. Н. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы. В подготовительном этапе особенно важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном происходит сознательное усвоение речи.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью, потребностью в речевом общении, а также иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
2. Отклонения в развитии речи.
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Причины нарушений речи:
o соматическая ослабленность;
o замедленное психофизическое развитие;
o отягощенная наследственность, травмы;
o неправильное строение органов речевого аппарата;
o невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
o двуязычие в семье и др.
1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
o Замена звука на более простой по артикуляции
o Нестабильное использование звука в речи
o Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
4. Общее недоразвитие речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
3.Особенности речевого развития детей в школе-интернате.
Анализ результатов логопедического обследования за последние 5 лет показал, что почти 80% детей, обучающихся в начальной школе, имеют то или иное нарушение речи (слайд 3). Речь—сложная система и состоит из следующих компонентов (слайд 4):
1. связная речь;
2. грамматический строй;
3. словарь;
4. звукопроизношение;
5. фонематический слух.
В зависимости от нарушенных компонентов речевой системы ставится логопедический диагноз. Если нарушены все—ОНР (общее недоразвитие речи). Если нарушены связная речь, грамматический строй и словарь, то ЛГН (лексико-грамматическое недоразвитие). Нарушение фонематического слуха и звукопроизношения предполагает ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). В нашей школе за последние 5 лет около 80% детей, обучающихся в начальных классах, имеют диагнозы ОНР и ЛГН, что свидетельствует о системном недоразвитии всех компонентов речевой системы (слайд 5).
Сравнительный анализ состояния устной речи первоклассника в норме и у детей-сирот, поступающих к нам в интернат, можно произвести, изучив таблицу «Схема системного развития нормальной детской речи» составленную Н.С. Жуковой по фактическим материалам А.Н. Гвоздева. И сравнить эти данные с результатами обследования речи первоклассников школы-интерната.
|
Норма
|
Школа-интернат
|
Объём и типы предложений
|
Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом который.
|
Преобладают простые нераспространённые предложения. Затруднено понимание сложных логико-грамматических конструкций.
|
Грамматический строй
|
Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных).
|
Большое количество аграмматизмов при образовании родовых форм, множественного числа и т.д.
|
Существительные
|
Окончательное овладение всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.
|
Нарушение согласования существительного, числительного с другими частями речи в косвенных падежах.
|
Глаголы
|
Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет—самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
|
Навыки словообразования на низком уровне.
|
Прилагательные
|
Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.
|
Ошибки в согласовании прилагательного с существительным среднего рода.
|
Местоимения, наречия
|
Употребляется одно деепричастие сидя.
|
Не употребляют в речи деепричастий, наречия встречаются крайне редко.
|
Служебные слова
|
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
|
Не всегда понимают значения предлогов, неточно употребляют их в речи.
|
Слоговая структура
|
Не нарушена.
|
Нарушена в словах со сложной слоговой структурой (от 3 слогов).
|
Звукопроизношение
|
Звуковая сторона речи усвоена.
|
У 90% детей-сирот не усвоена звуковая сторона речи.
|
В настоящее время логопедическая диагностика проводится на основе нейропсихологических методов, разработанных Фотековой и Ахутиной и адаптированных мною к условиям школы-интерната. Данная методика позволяет вычертить речевой профиль ребёнка, где хорошо видны все нарушенные компоненты речевой системы и сравнить их с нормой (слайды 6,7).
Каковы же причины возникновения системной речевой патологии у воспитанников школы-интерната?
Изучив личные дела детей-сирот можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство воспитывалось в неблагополучных семьях. Помимо недостатков воспитания, во время внутриутробного развития дети испытывали на себе вредное воздействие различного рода (алкоголь, курение, различные хронические инфекции матери, разнообразные интоксикации, гипоксии и т.д.). Совокупность этих факторов объясняет недостаточный уровень речевого развития воспитанников школы-интерната.
|