Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 20:10

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Теоретический материал

Научно-практический семинар "Взаимодействие логопеда и педагогов по индивидуализации образовательного процесса"

Цель: наметить пути взаимодействия логопеда и педагогов по индивидуализации образовательного процесса с учётом логопедического диагноза детей-сирот.

Задачи:

1.     дать понятие о развитии речи в онтогенезе;

2.     рассмотреть отклонения в речевом развитии;

3.     выявить причины нарушения речи;

4.     рассмотреть особенности речевого развития детей, воспитывающихся в школе-интернате;

5.     дать рекомендации педагогам для практического использования в работе.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблица «Схема системного развития нормальной детской речи»,

План семинара:

1.     Развитие речи в онтогенезе.

2.     Отклонения в развитии речи (причины, логопедический диагноз);

3.     Особенности речевого развития детей в школе-интернате;

4.     Рекомендации педагогам для практического использования в работе.

 1.     Развитие речи в онтогенезе.

    А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
     1-й — подготовительный — до 1 года;
     2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
     3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
     4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.
       Остановимся подробно на характеристике этих этапов. Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
    Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
    В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

    Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово «каша» может означать в разные моменты «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша». Или слово «папа» может означать «пришел папа»; «нет папы»; «папа, подойди» и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
                  к 1 г. 6 мес.— 10—15 слов;
                  к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
                 к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)
    Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
    Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
    Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
    Таким образом, говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А. Н. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы. В подготовительном этапе  особенно  важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном происходит сознательное усвоение речи.
    Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью, потребностью в речевом общении, а также иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

2. Отклонения в развитии речи.


    Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

  Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1.     Они не соответствуют возрасту говорящего;

2.     Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3.     Связаны с отклонениями в функционировании      психофизиологических механизмов речи;

4.     Носят устойчивый характер и самостоятельно не  исчезают;

5.     Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее      психическое развитие ребенка;

6.     Требуют определенного логопедического воздействия в      зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

o        соматическая ослабленность;

o        замедленное психофизическое развитие;

o        отягощенная наследственность, травмы;

o        неправильное строение органов речевого аппарата;

o        невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте;

o        двуязычие в семье и др.

    1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу      и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

o        Замена звука на более простой по артикуляции

o        Нестабильное использование звука в речи

o        Искаженное произношение звука

   У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

    4. Общее недоразвитие речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

3.Особенности  речевого развития детей в школе-интернате.

    Анализ результатов логопедического обследования за последние 5 лет показал, что почти 80% детей, обучающихся в начальной школе, имеют то или иное нарушение речи (слайд 3). Речь—сложная система и состоит из следующих компонентов (слайд 4):

1.     связная речь;

2.     грамматический строй;

3.     словарь;

4.     звукопроизношение;

5.     фонематический слух.

    В зависимости от нарушенных компонентов речевой системы ставится логопедический диагноз. Если нарушены все—ОНР (общее недоразвитие речи). Если нарушены связная речь, грамматический строй и словарь, то ЛГН (лексико-грамматическое недоразвитие). Нарушение фонематического слуха и звукопроизношения предполагает ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). В нашей школе за последние 5 лет около 80% детей, обучающихся в начальных классах, имеют диагнозы ОНР и ЛГН, что свидетельствует о системном недоразвитии всех компонентов речевой системы (слайд 5).

    Сравнительный анализ состояния устной речи первоклассника в норме и у детей-сирот, поступающих к нам в интернат, можно произвести, изучив таблицу «Схема системного развития нормальной детской речи» составленную Н.С. Жуковой по фактическим материалам А.Н. Гвоздева. И сравнить эти данные с результатами обследования речи первоклассников школы-интерната.

 

Норма

Школа-интернат

Объём и типы предложений

Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом который.

Преобладают простые нераспространённые предложения. Затруднено понимание сложных логико-грамматических конструкций.

Грамматический строй

Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных).

Большое количество аграмматизмов при образовании родовых форм, множественного числа и т.д.

Существительные

Окончательное овладение всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.

Нарушение согласования существительного, числительного с другими частями речи в косвенных падежах.

Глаголы

Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет—самостоятельное образование глаголов от других частей речи.

Навыки словообразования на низком уровне.

Прилагательные

Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.

Ошибки в согласовании прилагательного с существительным среднего рода.

Местоимения, наречия

Употребляется одно деепричастие сидя.

Не употребляют в речи деепричастий, наречия встречаются крайне редко.

Служебные слова

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Не всегда понимают значения предлогов, неточно употребляют их в речи.

Слоговая структура

Не нарушена.

Нарушена в словах со сложной слоговой структурой (от 3 слогов).

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи усвоена.

У 90% детей-сирот не усвоена звуковая сторона речи.

    В настоящее время логопедическая диагностика проводится на основе нейропсихологических методов, разработанных Фотековой и Ахутиной и адаптированных мною к условиям школы-интерната. Данная методика позволяет вычертить речевой профиль ребёнка, где хорошо видны все нарушенные компоненты речевой системы и сравнить их с нормой (слайды 6,7).

    Каковы же причины возникновения системной речевой патологии у воспитанников школы-интерната?  

    Изучив личные дела детей-сирот можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство воспитывалось в неблагополучных семьях. Помимо недостатков воспитания, во время внутриутробного развития дети испытывали на себе вредное воздействие различного рода (алкоголь, курение, различные хронические инфекции матери, разнообразные интоксикации, гипоксии и т.д.). Совокупность этих факторов объясняет недостаточный уровень речевого развития воспитанников школы-интерната.

 

Категория: Теоретический материал | Добавил: lumuza (06.10.2013)
Просмотров: 2296 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz