Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 20:21

Мызникова Людмила Александровна, учитель-логопед

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Безречевые дети [4]
Статьи по проблеме алалии, задержки речевого развития
Методический материал [26]
Игры на развитие речи, презентации, упражнения
Конспекты логопедических занятий [11]
Конспекты, презентации
Логопедические технологии [10]
Кинезиология, ИКТ, НЛП, здоровьесберегающие технологии
Диагностические методики [3]
Обследование речи детей от 0 до 18 лет
Документация [8]
Рекомендации по оформлению
Теоретический материал [8]
Разное [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Теоретический материал

Сообщение на родительском собрании "Особенности развития детей с ОНР"

                     СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР     

         ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близким ему взрослым (матерью). В доказательство этого можно привести несколько документальных случаев. Например, случай с индийской девочкой, которая с шестимесячного возраста воспитывалась в стае волков. Когда её обнаружили, ей было 9 лет. Она не умела говорить, ходила на четвереньках, ела только сырое мясо, не прикасаясь к нему руками, срывала с себя одежду. Попытки научить девочку говорить закончились безрезультатно. В зарубежной литературе описывается случай, связанный с историей девочки, обнаруженной в 13 лет в Калифорнии в 1970 году. Психопат отец изолировал девочку с 20-месячного возраста в маленькой комнате, где она находилась всё время, привязанная к стулу. Из еды она получала только детское питание и молоко. Когда её обнаружили, она не умела жевать, не могла выпрямлять ноги и руки, не понимала слов и не могла говорить. С девочкой стали работать специалисты и за несколько лет смогли добиться определённых результатов. Девочка научилась понимать в некоторой степени речь, научилась говорить на уровне 2-летнего ребёнка. Она научилась пользоваться предметами, рисовать, в некоторых случаях связать причину и следствие. Однако дальше её речь не развивалась и изобиловала ошибками, которые не свойственны даже 2-летним детям.

  По предположению зарубежных учёных, если в надлежащее время не произошло овладение речью, которое действует как пусковой механизм для становления корковых функций, то кортикальная ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с ней способностей, может подвергнуться функциональной атрофии. Учёные сделали следующий вывод: нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое поведение.

  Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Она возникает в первые 2 месяца жизни ребёнка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.

  Первый год жизни ребёнка, когда общение со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным. Именно в этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, составу и высоте.

  Факт избирательного отношения детей первого года жизни к речевому воздействию—это выражение важнейшей потребности маленького человека, потребности в общении.

  Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Если подобная ситуация является длительной, то возникает состояние психической депривации.

   Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное удовлетворение его потребностей, и прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителями алкоголем, при отсутствии матери, при воспитании детей с первых месяцев жизни в детских домах, в которых уделяется недостаточное внимание воспитательной работе.

   Л.С. Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка. В настоящее время это положение нашло своё развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит созревание ЦНС.

  Т.о., необходимо учитывать, что процесс психического развития ребёнка должен опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Это соответствие может быть охарактеризовано с помощью понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР).

                ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ 

                         РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

  В основе всего вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа.

  На довербальном этапе ребёнок не понимает речи окружающих его взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе—этапе  возникновения речи—ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

   В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

   Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребёнок получает не только новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщённым и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и т.д.

   В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.

 При  недоразвитии регулирующей функции речи действия ребёнка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребёнок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, «теряет» конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.

         ЧТО ТАКОЕ ОНР ?   ПРИЧИНЫ ОБЩЕГО  

                      НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

   Под термином общее недоразвитие речи понимается нарушение всех компонентов речевой системы: словарь, грамматический строй, фонематический слух, звукопроизношение. Также имеются нарушения в пространственной ориентации, координации движений, недостаточно развита мелкая моторика.

  Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия и т.д.), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи.

  Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекции, интоксикации и т.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3-4- месяце беременности, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдельных мозговых структур.

   Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

  В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребёнка, одним из проявлений которых часто является ОНР. Общее недоразвитие речи у таких детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью. Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

   Возникновение обратимых форм ОНР может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в её развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью ЦНС или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде ОНР.

           ПОНЯТИЕ ОБ ИЕРАРХИИ ДЕФЕКТА

      Согласно теории Выготского о сложной структуре дефекта речевое нарушение как правило влечёт за собой нарушение познавательной и личностной сферы и наоборот, вторичные нарушения, происходящие в психике ребёнка оказывают влияние на степень тяжести речевого нарушения.

 

1                     2                      3

нарушение речи          изменения в развитии   изменения в        

                                      психики                          личности,                                

                                                                              асоциальное

                                                                              развитие 

                                                                              личности

 Руководствуясь этой теорией можно изобразить структуру общего недоразвития речи:

 

1                        2                        3

органическое пораже-   нарушение познава-   нарушение

ние ЦНС или неблаго-  тельной сферы, эмо-   общения и

приятные условия вос-  ционально-волевой    личности в

питания                            сферы                         целом

 

Отечественные специалисты отмечают в своих исследованиях наличие у детей с ОНР выраженных расстройств внимания и гиперактивности поведения. Это проявляется в:

1.    изменение активности ребёнка (множественные движения руками, ногами, постоянно вертится и т.д.);

2.    не может длительное время сидеть на одном месте;

3.    легко выводится из равновесия внешними стимулами;

4.    нетерпелив;

5.    легко возбудим в играх со сверстниками;

6.    часто начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца;

7.    с трудом подчиняется инструкции;

8.    с трудом сохраняет внимание даже при выполнении игровых заданий;

9.    эти дети не умеют играть и говорить тихо;

10.часто перебивают и вторгаются в игры других.

  Некоторые исследователи предполагают, что нарушение речи связано с дефектами зрительного предметного восприятия и зрительных образов предметов. Нарушение зрительной сферы проявляется в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных рядов, в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Нарушение речи откладывает свой отпечаток и на слуховое восприятие. Как показали результаты исследований, нарушение функции речедвигательного анализатора влияет на слуховое восприятие фонем. В этом случае наблюдается определённая пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется опор в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. У детей с ОНР отмечается, что они воспринимают предмет в усложнённых условиях с определёнными трудностями. Они выражаются в:

1.    удлиннении времени принятия решения;

2.    неуверенности детей в ответах;

3.    отдельных ошибках.

В процессе выполнения задания дети нуждаются в дополнительной помощи, реже сопровождают действия речью. Дети используют более элементарные формы ориентировки при выполнении задания, т.е. прикладывание предмета к эталону. Т.о., восприятие детей с ОНР менее совершенно, хуже сформированы представления о целостном образе предметов (далее тетрадь с. 39).

   У детей с ОНР наблюдаются нарушения внимания:

           1.отмечается несформированность зрительного и слухового внимания;

           2.они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки;

           3. дети с трудом улавливают неточности на картинках-шутках.

Эти трудности проявляются в процессе произвольного внимания, сосредоточение на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

4.    у детей с ОНР такие свойства внимания как устойчивость, распространение, сосредоточение развиты слабо. Дети часто просят повторить задание, допускают большое количество ошибок, что свидетельствует о несформированности контролирующей функции внимания.

5.    Дети с ОНР для продолжения работы в течение 10 мин. Нуждаются в побуждении для организации их внимания;

6.    Дети затрудняются в выборе более продуктивной тактики решения задания, что свидетельствует о трудностях планирования своей деятельности.

  Т.о., внимание детей с ОНР характеризуется особенностью развития его свойств, для них характерно: неустойчивость внимания, небольшой его объём, плохая распределённость внимания, неумение вовремя включиться в деятельность, переключаются с одного объекта на другой. Всё это у многих детей сочетается с быстрой утомляемостью, непроизвольной переключаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к большому количеству ошибок при выполнении заданий. Дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и чётко дифференцировать услышанное.

 Для мобилизации внимания предлагается использовать следующие приёмы:

1.    чёткость и выразительность речи, темп речи, тембр голоса, варьирование интонации;

2.    наглядный материал;

3.    серия игровых упражнений по развитию зрительно-моторной координации и развитию внимания и т.д.

Для развития отдельных свойств внимания и повышения уровня его произвольности используются специальные упражнения и игры.

 Для концентрации внимания:

1.    корректурные задания (5 мин/ 5 р. в нед.);

2.    чтение текста до заданного выражения;

3.    воспроизвести точно образец (последовательность букв, цифр, фигур);

4.    игра «Зеркало»;

5.    перепутанные линии;

6.    найди отличия.

 Для увеличения объёма внимания:

1.    «Заметь всё» (10 сек.);

2.    «Ищи безостановочно» (за 15 сек. увидеть как можно больше предметов одного цвета, формы и т.д.).                 

 Для распределения внимания ребёнку предлагается выполнить два разноплановых задания:

1.    «Каждой руке своё дело» (левой рукой листает книгу, правой—решает задачи);

2.    счёт с помехой, читать и стучать определённый ритм и т.д.

  Для переключения внимания в основном используются задания с чередованием правил вычёркивания букв, символов и т.д.

Категория: Теоретический материал | Добавил: lumuza (07.04.2013)
Просмотров: 4349 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz