Материал был опубликован на страницах СМИ "Педагогическая газета" 25 октября 2013 г.
В последние годы отмечается рост числа детей с нарушениями речи, педагогической запущенностью, наблюдается большое количество воспитанников интерната с ММД. Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей в условиях школы-интерната. Логопедические занятия проходят во вторую половину дня, в основном пятым-шестым уроком. В это время суток у школьников наблюдается пониженная работоспособность, признаки утомления. В совокупности с отсутствием учебной мотивации может наблюдаться негативизм к занятиям во внеурочное время. Поэтому созрела необходимость сделать коррекционные занятия интересными и занимательными, в основном проходящими в игровой форме и в форме непринуждённого общения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо широко использовать в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе информационно-коммуникативные технологии как одно из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Следовательно, мой опыт в этой области весьма перспективен и поможет молодым специалистам-логопедам и учителям в оптимизации коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи, с помощью ИКТ.
По данным логопедической диагностики в рамках школы-интерната за последние 5 лет увеличилось количество детей-сирот, поступающих в наше учреждение, с системным речевым недоразвитием (2008 г.—60%, 2013—90%). Нередко ОНР сочетается с ММД, СДВГ, педагогической запущенностью, ЗПР и т.д. Сложная структура нарушений у таких детей определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные функции. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. А поскольку у воспитанников школы-интерната хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. использование новых моделей компьютера;
2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3. проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.